Русский народный старинный художественный промысел. Предполагают, что хохломская роспись возникла во второй половине XVII в. на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается посёлок Ковернино в Нижегородской области.Имя промыслу дало село Хохлома этой же области, являвшееся центром продажи изделий, изготовленных методом хохломской росписи в 18 – начале 20 века. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.Хохломской росписи свойственна своеобразная манера окраски дерева в золотистый цвет без использования золота. Деревянная посуда и другие изделия, выточенные из дерева, грунтовались глиняным раствором, оловянным порошком и льняным сырым маслом (в современной методике оловянный порошок заменён алюминием). В дальнейшем на этот грунтовый слой наносился узор с растительным орнаментом, который создавался в свободной манере письма кистью. Затем грунтовый слой с нанесённым на него узором покрывался лаком, изготовленным из льняного масла (в современных изделиях заменён синтетическим лаком). Готовые изделия закалялись в печи при высокой температуре. Колориту росписи в данной манере присуще взаимосочетание золотистого, красного и чёрного цвета. Типична роспись «под фон» - на цветном фоне силуэтный золотистый рисунок и «верховая» - по золотистому фону нанесены чёрные и красные узоры.Угасавший в начале XX в. промысел в наше время возродился. В 1920-х — начале 1930-х г. мастера объединились в артели. С 1960-х годов и до настоящего времени у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и т.д. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы). Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и т.п.Известные мастера: Ф.А. Бедин, А.Т. Бусова, О.Н. и С.П. Веселовы, Е.Н. Доспалова, З.Ф. Киева, О.П. Лушина, А.Г. и Ф.Н. Подоговы, А.П. Савинова, М.Ф. Синева, И.Е. Тюкалов и другие.
Изделия Хохломской фабрики.г. Семёнов
Ложки.Хохломская роспись.
Колокольчик.г. Семёнов.Хохломская роспись.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.