СЕВРСКИЙ ФАРФОР (франц. sevres рогcelaine) — разновидность художественных изделий из фарфора второй половины XVIII-XIX вв. В 1740 г. во Франции, в Венсенне (в 100 км к востоку от Парижа), была основана «Королевская мануфактура французского фарфора», третья из крупных мануфактур в Европе, после предприятий Майссена и Вены. В 1756 г. по инициативе маркизы де Помпадур мануфактуру перевели в Севр — местность к юго-западу от Парижа, на полпути между столицей и Версалем, где уже существовало стекольное производство. Первые изделия изготавливали в подражание более знаменитым майссенским. Однако постепенно в русле эстетики Рококо стал формироваться оригинальный художественный стиль. Его создателями стали живописец Ж.-Ж. Башелье, скульптор-модельер и технолог Л.-А. Фурнье. Башелье руководил живописной мастерской в Венсенне и Севре в 1748-1793 гг., он ввёл в роспись фарфора композиции из цветов и фруктов. С 1747 г., сначала в Венсенне, а потом в Севре, работал скульптор-модельер, ювелир, орнаменталист Жан-Клод-Тома Дюплесси (1702—1774). Химик Жак Элло изобрел оригинальную краску — «королевскую синюю» (франц. «bleu de Roi»), а затем «розовую помпадур» («rose de Pompadour»), по которым всегда можно узнать севрские изделия. Характерный прием — роспись в резервах (в оставленных незакрытыми ярко-синей или розовой глазурью участках фона) «цветами и птицами», мотивами из цветочных гирлянд, пейзажами. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей и растительных побегов. Использовались также популярные в эпоху Рококо мотивы шинуазри («китайщины»). После 1770 г. стиль рокайля постепенно вытеснялся стилем Людовика XVI, для которого, в частности, были характерны росписи «под камеи» (франц. «en camaien») в технике гризайль - однотонная роспись, которая имитировала античные геммы. В 1751 г. Башелье стал изготавливать фигурки из неглазурованного фарфора - бисквита, которые также ассоциировались с античным искусством. С приходом на мануфактуру в 1757 г. выдающегося скульптора Этьенна-Мориса Фальконе (1716 - 1791) севрские бисквиты получили европейскую известность. Вначале Фальконе работал по рисункам Ф. Буше, но затем стал использовать собственные модели. Свои лучшие произведения Фальконе создал именно в бисквите. К ним относятся портрет мадам де Помпадур, парные статуэтки Амура и Психеи и знаменитая «Купальщица», которую повторяли на мануфактуре в течение многих десятилетий.
Изделия из Севрского фарфора.
Фальконе Э.М.Купальщица,Пигмалиони Галатея.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.