(от французского portrait — изображать)
Изображение или описание какого-либо человека или группы людей, пребывающих или пребывавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве портрет — один из основных жанров скульптуры, живописи, графики, а также фотоискусства.В основе жанра портрета — мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом).Сходство в портрете — результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Однако, вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью, портретом часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или, по крайней мере, главной темой художественного произведения.Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип портрета, изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический портрет) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете, объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску.Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения, различают портреты монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики) и станковые (бюсты, картины, листы графические), погрудные, интимные и парадные, в анфас, в профиль и полный рост. В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах (медальерное искусство), портретная миниатюра, на геммах (глиптика).По количеству персонажей портреты разделяются на групповые, двойные (парные) и индивидуальные. Специфическим типом портрета является автопортрет. Границы жанра портрета очень разнообразны, и часто портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.Со временем содержание древнеегипетский портретов углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н.э.). В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты философов, общественных деятелей, поэтов.С конца V века до н.э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма к драматизации образа.Высокого расцвета античной скульптуры портрет достигает в искусстве Древнего Рима. Развитие древнеримского портрета связано с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов — чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начала. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному портрету. В своих лучших образцах древнеримский портрет отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные портреты.Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, I—IV в.). Во многом связанные с традициями древневосточного портрета, с религиозно-магическими представлениями, фаюмские портреты вместе с тем создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в искусстве Италии.Гуманистический индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творческой личности и полагавшего себя "мерой всех вещей", требовал совершенно новой структуры портрета.Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованным интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди древних персонажей художник нередко изображает себя.Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Тинторетто, Рафаэль, Тициан, Джорджоне ещё в большей мере наполняют содержательностью портретные образы, одухотворяют их силой интеллекта., чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана).Высочайшие достижения в портрете, эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен — т.н. флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (Л. Кранах Старший, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший) мастеров XV—XVI в. При известной стилистической общности с портрета итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной отточенностью характеристик, предметной детальностью изображения. Возросшая в XVII в. тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен).В России усиленный интерес к портретам проявляется в XVII в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна. В XVIII в. происходит интенсивное развитие светского русского портрета (полотна И.Н. Никитина, А.М. Матвеева, А.П. Антропова, И.П. Аргунова, И.Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового портрета (живопись Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, скульптурные работы Ф.И. Шубина, гравюры Е.П. Чемесова).Большими достижениями в области портрета отмечено во 2-й половине XIX в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко и особенно И.Е. Репин создают галерею портретов выдающихся деятелей национальной культуры. В портретах крестьян работы Перова, Крамского, Репина отражён глубокий интерес художников-демократов к представителю простого народа как к значительной, полной богатой внутренней жизни личности.С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, который, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического портрета, недоступных фотоискусству.
Портрет кардиналаАльбергати. Ян ван Эйк.
Дама с кошкой.Н.А. Ярошенко.
Портрет Ф. Достоевского.В.Г. Перов.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.