Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сумской художественный музей


(имени Н.Х. Онацкого)

Лунная ночь в Крыму. Гурзуф. (И.К. Айвазовский, 1839 г.) Государственный музей в Сумах (Украина). В собрании музея — произведения отечественного и мирового искусства. Музей основан 1 марта 1920 года художником, педагогом и общественным деятелем, учеником И.Е. Репина Никанором Харитоновичем Онацким (1875—1937 г.) из национализированных частных собраний города и уезда и находившейся тогда в Сумах коллекции О. Гансена. Из других барских усадеб тоже пополнили коллекцию (кстати, в 1919 г. некоторые помещики, вернувшись на Сумщину с деникинскими войсками, стали требовать свое имущество обратно, и руководству музея стоило больших усилий удержать экспонаты в фондах музея).

Тогда музей занимал целых три здания на теперешней Соборной улице (они до наших дней не сохранились), а экспонировалось около 60-ти процентов многотысячной коллекции. После войны художественный музей разместился в здании нынешней областной филармонии. В своё теперешнее здание музей переехал в начале 70-х г., причем он занял сразу три памятника архитектуры — здание государственного банка, где он находится и теперь, Воскресенскую церковь (отдел декоративно-прикладного искусства) и Троицкий собор (выставка работ скульптора Кавалеридзе).

Сегодня музей один из самых значительных культурно-художественных центров Украины, хранилище уникальных произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. В экспозиции и фондах насчитывается свыше 15 тысяч экспонатов. Особое место в коллекции занимают парсуны (первые в украинском искусстве светские портреты) гетманов Ивана Скоропадского, Даниила Апостола и Максима Зализняка конца XVII — начала XVIII в. Авторы этих портретов неизвестны, потому что написанием парсун занимались иконописцы — а им не полагалось подписываться. Портреты эти своей декоративностью и «плоскостью» изображения напоминают иконы. Портрет Скоропадского — эпитафийный, т.е. надгробный.

Еловый лес (И.И. Шишкин, 1890 г.)Интересны и украинские иконы из коллекции музея. Изображенные на них святые (св. Варвара, пророк Даниил, Ахтырская Божия Матерь) имеют черты, считавшиеся эталоном красоты в Украине — они чернявые и розовощекие. В коллекции искусства конца XIX — начала XX в. есть работы известнейших художников того времени — В. Боровиковского, А. Кипренского, И. Айвазовского и других. Отдельное слово — об отделе декоративно-прикладного искусства, который с 2003 г. находится на втором этаже здания и демонстрирует посетителям около 600 из 9 тыс. своих экспонатов. Здесь есть образцы уникального фарфора, изготовленного крепостными на фабрике помещика Миклашеского в с. Волокитино на Глуховщине. Этот фарфор — из уникального местного сырья, которое обеспечивает ему особую прозрачность.

Экспозиция музея размещена в восьми залах двухэтажного особняка, построенного в конце XIX — начале XX в. сумским архитектором Г. Шольцем и служившего зданием Государственного банка. В экспозиции представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, выполненные как старыми мастерами, так и современными украинскими и зарубежными художниками.

Осенний лес (И.И. Левитан, 1899 г.)
Осенний лес.
И.И. Левитан. 1899 г.

Вечерний пейзаж (Б.М. Кустодиев, 1917 г.)
Вечерний пейзаж.
Б.М. Кустодиев. 1917 г.

Запорожский полковник (1880 г.)
Запорожский
полковник.
И.Е. Репин. 1880 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.