(24 июля 1844 года, Чугуев, Украина, - 29 сентября 1930 года, Куоккала, Финляндия)
Русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружил склонность к рисованию, и получил с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И.Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р.К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков. "Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России", - писал В.В. Стасов. Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати. Имя Репина стало широко известным. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 1870-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В.Е. Репина (1867 г., ГРМ), архитектора Ф.Д. Хлобощина (1868 г., ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В.А. Шевцовой (1869 г., ГРМ).В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко». Возвращается в Россию летом 1876 года. Вернувшись из-за границы, Репин едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, — оба 1877 г.); в портрете протодьякона (1877 г., Третьяковская галерея) Репин изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870-х — начале 1880-х г. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над темой («Проводы новобранца», 1879 г., Русский музей; «Вечорниш», 1881 г., Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877 г., Русский музей).В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879 г.), «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), «Иван Грозный и его сын Иван» (1885 г.) и другие.В 1880-х г. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 1879—1885 г., «Арест пропагандиста», 1880—1892 г., «Не ждали», 1884—1888 г., Третьяковская галерея). В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых. В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882 г.), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887 г.), а также портреты П.А. Стрепетовой, Н.И. Пирогова, П.М. Третьякова, И.Н. Крамского, И.С. Тургенева, В.М. Гаршина, В.В. Самойлова, М.С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других. С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии.В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898—1899 г. — ректор Академии. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой. В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.
Не ждали. И.Е. Репин.1883-1898 г.
Иван Грозный и его сын Иван16 ноября 1581 года.И.Е. Репин. 1870-1873 г.
ПортретЛ.П. Штейнгель.И.Е. Репин. 1895 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.