(по-латински perspicio — ясно вижу)
Система отображения тел, имеющих объем, на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия перспектива связано с развитием оптики и различных видов искусств, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью перспективы появляется в искусстве Древней Греции (с VI в. до н.э.).Впервые правила перспективы упоминаются в трактате греческого математика Евклида "Оптика" (III в. до н.э.), а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила (VI—V в. до н.э.); он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита. Об античной перспективной живописи можно судить, например, по фрескам «2-го помпеянского стиля» с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть имеющими один центр проекции); наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем перспективы в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной перспективы, состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения.Последовательная, математически обоснованная система перспективы, рассчитанная на фиксированную, "антропоцентрическую" точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Мазаччо, Паоло Уччелло Пьеро делла Франческа, Л.Б. Альберта); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку перспективы внесли также северно-европейские мастера (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обозначил принципы воздушной перспективы (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния).Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой перспективы утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи), изучение перспективы в целом становится частью начертательной геометрии (в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга (XVII в.) и Г. Монжа (XVIII в.)), перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды. Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем перспективы, хотя и породило ряд эмпирических систем; такова, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная перспектива, которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.С точки зрения геометрии перспектива — способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования. Для получения перспективного изображения какого-либо предмета прочерчивают из определённой точки в пространстве (центра перспективы) лучи по направлению ко всем точкам предмета. На пути лучей ставят ту плоскость, на которой требуется получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают нужное изображение предмета. Перспективные изображения параллельных прямых могут пересечься в «точках схода», а параллельные плоскости пересекаются в «линиях схода».Общий способ построения перспективы сложных объектов (ортогональные проекции которых заданы) на вертикальной и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят перспективу этих прямоугольников. Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников перспективы середин их сторон.В теории линейной перспективы большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на которой построено изображение. Различают следующие виды перспектив:
Версальский дворец. Плафонная перспектива.
Князь Игорь. Декорациия к опере.
Архитектурная перспектива.П. Моретти.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.