(от немецкого lasierung - покрытие глазурью)
Прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя. Лессировка дает возможность ослабить или сделать более насыщенными краски, добиться синтеза и гармонии колорита, сделать его более богатым. Это - одно из выразительных средств масляной (и не только) живописи. В XV в. многие художники (например, Ян ван Эйк) накладывали очень светлые лессировки на темперную поверхность картины. На протяжении долгого времени использовался смолистый растворитель.Лессировки могут быть того же цвета, что и красочная поверхность, но некоторые художники наносили светлые лессировки на темные тона; так, желтые лессировки на голубом фоне дают зеленый цвет, обладающий гораздо большими нюансами, чем при смешении красок на палитре. Лессировки могут накладываться как на еще незастывшую поверхность, так и по сухому. Лессировкой обычно заканчивалось исполнение картины живописцами 16—19 в. Акварельная техника больше всего выделяется своими лессировочными возможностями. Привлекательность акварельных изображений в большей мере зависит от красоты ярких, свежих, прозрачных лессировочных красок. Они придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость и нежность красочной ткани, лучезарность колорита.Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Лессировочная техника основана на прозрачности красок, благодаря которой возможно их глубокое просвечивание. Это качество красок дает наибольшую интенсивность цвета. При сопоставлении корпусных и лессировочных красок одного и того же цвета можно заметить, что интенсивность цвета всегда выше у лессировочных. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, как-то: в изображении золота, бархата, шелка, прозрачных плодов, насыщенных по краскам живых цветов, лессировка стоит на первом месте.Многослойное нанесение прозрачных красок смягчает резкие очертания. Поэтому допущенная излишняя резкость проработки деталей в тени не должна смущать. Последующая лессировка всегда смягчит очертание деталей и углубит общую тень. Лессировка скрывает фактуру бумаги, фактуру красок или фактурность штрихов полусухой кисти по зернистой бумаге.Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет, настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздух и погружает его в тень. Если далекое сооружение изобразить кроющими красками, оно выдвинется на передний план как маленький макет; если его изобразить тонкими лессировочными красками, оно будет восприниматься далеким и большим.Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.Принцип восприятия лессировочного слоя краски, как это выше было указано, основывается на просвечивании его светлым основанием, которым служит белая бумага. С усилением отраженного от основания света ярче загораются краски. Больше того, когда сильный свет основания преобладает над поверхностным отражением света, краски воспринимаются более интенсивно. Акварелисты убеждаются в этом каждый раз, когда они наблюдают краску в сыром и сухом состоянии. В первом случае промежутки между частицами краски заполнены водой, прозрачный слой представляет зеркальную поверхность; поверхностный отраженный свет (в виде блеска мокрой краски) отбрасывается в одном направлении, минуя наш глаз, и мы видим краску несколько более темной и более насыщенной по цвету.
Одиночество.Холст, фломастеры,лессировка акрилом.
Портрет ЛаурыБаттиферри.А. Бронзино.
Мария с младенцеми Святой Анной.Леонардо да Винчи.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.