Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гризайль


(от французкого grisaille от gris — серый)

Техника гризайль Вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего серого. Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером по заказу богатого франкфуртского купца Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат внешние створки, на которых изображения святых имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.) из коллекции Государственных музеев Берлина. Для такого рода рельефной техники живописи часто использовалась гризайль.

Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника». Название "гризайль" одинаково применимо и к одноцветным картинам, писанным масляною краской, и к рисункам, сделанным акварелью, например, китайскою тушью с белилами или без оных; но название это присвоено преимущественно таким произведениям кисти, которые составляют подражание барельефам или горельефам. Хотя в гризайлях подобного рода довольствуются по большей части передачею эффекта совершенно белых скульптурных работ, однако, при их исполнении необходимо принимать в расчет, что в натуре всегда встречаются оттенки различных тонов, зависящие от источника освещения, от рефлексов, от вещества, из которого сделан рельеф и т.п., а потому иметь на палитре, сверх белой и черной красок, еще и другие – голубую, коричневую, красную, желтую и даже малиновую.

Поклонение волхвов (И. Босх)Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил. Задачи учебной и художественной гризайли несколько отличаются. Учебная гризайль может быть самостоятельной работой, призванной закрепить через живописные приемы, наработанное в рисунке владение тоном. Может создаваться в качестве основного рисунка на холсте, с последующей моделировкой светотени перед введением цвета. Художественная гризайль рассматривается уже как самостоятельное произведение, задачей которого является утверждение эстетической ценности монохромного колорита картины. Учебная гризайль может быть выполнена каким-нибудь мягким графическим материалом, например углем, жирным карандашом высокой мягкости или сангиной. Художественная в основном красками.

Гризайль вошла в моду в XIV веке: скульпторы в своих подготовительных рисунках стремились с помощью светотени создать впечатление рельефа, используя при этом лишь одну краску, серую или желтоватую, по цвету напоминающую камень. Широкое распространение гризайль получила во Франции, в частности в мастерской живописца и скульптора Андре Бове, а также в рукописях ("Часослов" Жанны д'Эврё, выполненный Жаном Пюселем, Нью-Йорк, Клуатры) и, особенно, в резных обрамлениях ("Псалтырь" Жана Беррийского, 1380 - 1385 г., Париж, Нац. библиотека). В эпоху Карла V техника гризайли стала исключительно популярной в миниатюре, витраже и живописи ("Нарбоннская пелена", Париж, Лувр), в станковой живописи она была характерной чертой северной школы - на оборотной стороне алтарных картин часто изображалось Благовещение, исполненное гризайлью ("Гентский алтарь" Яна ван Эйка, Гент, собор св. Бавона). В данном случае живописная техника приобретает религиозное значение, створки со сценой Благовещения участвовали в праздничной литургии, которая проходила во время поста. В творчестве Босха ("Блудный сын", Роттердам, музей Бойманса ван Бенингена) и Брейгеля гризайль превратилась в чисто живописный прием, обманку, который использовали и многие другие художники: Беккафуми, Отто Вениус, Рубене, Ван Дейк, ван Туллен. В XVI в., особенно в 1550-е г., гризайль получила широкое распространение в живописи по эмали (Пьер Реймон, Жан II, Жан III и Пьер Пенико).

Техникой гризайли продолжали пользоваться и впоследствии ("Избиение младенцев" неизвестного мастера XVII в., Руан, Музей изящных искусств, "Поклонение пастухов" и "Поклонение волхвов" Жана де Сент-Иньи, там же), вплоть до XIX в. ("Одалиска" Энгра, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В XVIII в. гризайль становится одним из разнообразных рокаильных жанров (Буше, Питтони), П.Ж. Соваж специализируется на иллюзорных барельефах. Уже фламандские художники XVII в. использовали гризайль в качестве подготовительного рисунка для гравюр ("Фронтиспис Диссертации кардинала Рогана Лемуана", Страсбург, Музей изящных искусств, "Фронтиспис Истории Дома Инвалидов аббата Перу", изданный с гравюрами Казеса в Париже в 1736 г.).


Натюрморт (акварель, гризайль)
Натюрморт. Акварель, гризайль.

Портрет девушки (гризайль)
Портрет девушки.
Гризайль.

Натюрморт (гризайль)
Натюрморт. Гризайль.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.