(от названия города Мейсен)
Марка немецкого фарфора; изделия первого в Европе фарфорового завода, который был основан в 1710 в г. Мейсен. Изделия 1730-х — 1760-х г. в духе рококо (сервизы, вазы, скульптурные фигуры, группы, бюсты) отличаются пластичностью форм, изысканной росписью.Клеймо Мейсена — голубые перекрещенные мечи, исключительно узнаваемый и запоминающийся знак. Он наносился кобальтом на еще сырой бисквит, который затем покрывался глазурью и поступал на обжиг. Под действием температуры кобальт растекался, и клеймо получалось размазанным.
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682—1719) в содружестве с ученым Эренфридом Вальтер фон Чирнгаузом (1651—1708). Графу фон Чирнгауз, основателю стекольных заводов, в 1704 г. было поручено контролировать деятельность Беттгера — его по указу правителя Саксонии Августа Сильного содержали как пленника в Мейсене. Август Сильный поручил Беттгеру получить золото, однако эти опыты не увенчались успехом. Правитель разрешил Беттгеру открыть мастерскую по производству твердого фарфора. Через два года совместной работы с Чирнгаузом, в 1709 г., им был открыт его состав. Твердый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты — это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата), в дальнейшем использовался полевой шпат. Одно из первых изображений фарфора Мейсен запечатлено на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара. Изделия первого (бётгеровского) периода (1710—1719 г.) — строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора. В 1720—1735 г. («живописный» период) в полихромной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписи сосудов (И.Г. Хёрольдт и др.) заметно влияние китайского фарфора. Наибольшие достижения в искусстве создания майсенского фарфора связаны с творчеством модельеров-скульпторов И. Ф. Эберлейна, И. Г. Кирхнера, И. И. Кендлера. Они создали в 1735-1763 гг. уникальные произведения в стиле рококо: роскошные сервизы, изящные вазы, утончённые письменные и туалетные приборы и табакерки, а также прекрасные скульптуры: фигуры животных, героев «комедии дель арте», пасторали, галантные и жанровые сценки, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи. После Семилетней войны 1756-1763 годов мейсенский фарфор стал вытесняться севрским. И хотя в конце 18 века в Мейсене выпускались прекрасные изделия в стиле неоклассицизма, период безусловного лидерства в Европе мейсенского фарфора остался позади. Коллекционирование антикварного мейсенского фарфора весьма престижно, изделия из него стоят весьма дорого.
Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа. Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Мейсен включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры Мейсен находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (Санкт-Петербург). По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Мейсен. В конце XVIII века на мануфактуре Мейсен были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.
Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие Мейсена тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет. По информации Мейсена, при создании мейсенского фарфора используются около 10-и тысяч оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Мейсена производится около 175000 типов фарфоровых предметов. В собрании Мейсена хранится 200 тысяч моделей майсенского фарфора разных периодов. Скрещенные синие мечи — эмблема саксонского фарфора Мейсен с почти трехсотлетней историей — это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью.
Коллекция Баха из мейсенского фарфора.
Эмблема Мейсенскогофарфора.
Тарелка с портретомимператора Петра I, Мейсенская фарфоровая мануфактура,1910 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.