(от лат. nature - природа)
1) В изобразительном искусстве - предметы и явления окружающего мира, живые существа (человек, ландшафт, предметы и т.д.) которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель. Натура - это природный, живой образец для изображения в художественном произведении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Именно с натуры создаются наброски, этюды, зарисовки, преимущественно - натюрморты, пейзажи, портреты.
Например: Рисовать с натуры. Цитата: "Лучшими его собеседниками были холст, краски и натура: березки, закаты, река." (Полторацкий, В родных краях). Обнаженная натура - это мужчины (юноши) или женщины (девушки), специально позирующие художникам или фотографам обнаженными. В древности, когда нагота воспринималась как праздничное и торжественное обличие, возникла необходимость в изучении и воссоздании прекрасной натуры. Сохранилось имя модели греческого скульптора 4 в. до н.э. Праксителя - Фрииа. Художники эпохи Возрождения, потрясенные красотой и величием античного мира, продолжили тему воплощения красоты человека. С 15-16 в. изображение обнаженной модели стало венцом творчества художника, требующим от него владения композицией, перспективой, пластической анатомией, умением передать в пространстве любой ракурс и сложнейшие движения человека."Человеческая фигура, - говорил И.В. Гёте, - не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности: надо обнажить ее внутреннее строение, расчленить ее на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому целому, которое движется перед нашими глазами как живой организм". В течение нескольких столетий поколения учеников рисовали слепки античных статуй и живую модель, удерживая их в своей зрительной памяти. В ходе развития искусства 20 в. педагогическое значение рисования обнаженной натуры сохранилось, так же как интерес художников к изображению обнаженного тела. И все большее значение приобретает рисование без натуры, по воображению, позволяющее резко усилить экспрессивную интерпретацию человеческого образа. 2) То, что реально существует; действительность. Цитата: "Никандр Порфирьич допоздна рисовал акварелью морские виды (хотя в натуре моря никогда не видел)." (Сергеев-Ценский, Недра).3) Устаревшее - природа, в частности растительный и животный мир.4) Товары, продукты как платежное средство взамен денег.Цитата: "За обучение она деньгами не брала, а предоставляла благодарить ее натурой. Таким образом, у нее был обеспеченный запас муки, пряжи, полотна." (Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни). 5) Характер, нрав, темперамент. Цитата: "Купец Смельков, по определению товарища прокурора, был тип могучего, нетронутого русского человека с его широкой натурой." (Л. Толстой, Воскресение).
Натюрмортс подсолнухами.В. ван Гог. 1888 г.
Натюрморт с крабом.В.К. Хеда. 1648 г.
Жена Пигмалиона.Дж.Ф. Уаттс. 1868 г.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.