Раковина (праслав. гаку — «оболочка»; лат. area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Слово «конха» (греч. konche — «раковина», лат. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка, иначе «пинна» (греч. pinna — «моллюск»). Римляне также изображали богиню Венеру с раковиной, а перламутр считали ее божественной оболочкой. В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну. Спиральные раковины, которые использовали в качестве музыкального инструмента, называли кохлос. С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль». В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д.). Центр такой раковины считали «пупом мира». В Средневековье раковинами украшали шляпы, котомки и одежду паломников, что связано с историей монастыря Мон-Сен-Мишель. Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. Богоматерь в текстах акафиста называли жемчужницей, «раковиной, обагрившей пурпурное одеяние Бога... раковиной, принесшей Божественный жемчуг». В раннехристианском искусстве можно встретить изображение Богоматери с раковиной над головой. Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. Поэтому существует предположение о постепенном слиянии этой символики с символикой полукруглого алтарного перекрытия — конхи (греч. konche — «раковина»). В искусстве Итальянского Возрождения, в особенности периода кватроченто, симметричная раковина морского гребешка стала архетипом мышления, стремящегося к ясности и уравновешенности форм. В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси. Раковина — распространенный мотив в архитектуре Классицизма, Маньеризма, Барокко и Неоклассицизма. Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». С XVI в. в Италии, Франции и Германии мастера практиковали резьбу по белой раковине, аналогично резьбе гемм из твёрдого камня. При этом использовали просвечивание тонких слоев раковины с подкладкой из черной или цветной мастики.
Песнь красоты 2.Сандро Боттичелли.Правая часть.
Песнь красоты 2.Сандро Боттичелли.
Песнь красоты 2.Сандро Боттичелли.Центральная часть.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.