(от слова житие)
Икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий. Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию.Житийные иконы получают широкое распространение на Руси с XV в. Они представляют собой обычно канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими изображениями, посвященными различным событиям его жизни. Клейма четко отделяются друг от друга, и являют собой самодостаточный образ передающий суть подвига. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ, дают повод для включения бытовых реалий.В верхнем ряду обычно рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем - о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явленным после смерти.В житийных иконах вневременное, надмирное особенно отчетливо связывается с земным, житийным.С IX в. в Византии появляются иконы, запечатлевшие житие (жизнь) того или иного святого - житийные иконы. Из Византии житийные иконы приходят в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.Изображённое в житийной иконе открывается человеку во всей своей полноте.Уникальна передача времени в иконе. Святой, предстоящий молящемуся, находится вне времени, в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве, показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей...Однако даже "земные" пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни, например, может быть изображён палач, который поднял меч над склонившим голову мучеником, и рядом - уже отрубленная, лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных или неоднократно повторяются в пределах одного изображения.Клейма:
На полях средника (слева направо): святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, Иоанн и Никита, епископы Новгородские.На углах иконы: евангелисты Иоанн Богослов, Матфей, Марк и Лука.На верхнем поле: Благовещение, Богоматерь Казанская, Богоматерь Знамение, три вселенских святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.На боковых полях (слева направо): Ангел-хранитель, святители Николай Чудотворец и Иоанн Милостивый, мученик Назарий, преподобные Марк Фраческий и Иоанн Многострадальный, праведный Алексий человек Божий и преподобный Моисей Мурин, праведный Филарет Милостивый и преподобный Варлаам Хутынский.На нижнем поле в центре – священномученик Антипа Пергамский, слева – преподобные Сергий Радонежский и Кассиан Римлянин, бессребреники Косма и Дамиан, мученица Фомаида, справа – преподобный Ипатий, архидиакон Лаврентий, мученик Иоанн Воин, великомученицы Варвара и Параскева.
ПреподобныйОнуфрий Великий.МастерскаяСоловецкогомонастыря.
Св. Александр Невскийсо сценами жития.(Россия, XIX в.).
МакарийЖелтоводскийУнженский с житием.Конец 18 -начало 19 века.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.