(по-гречески plastike, по-латински plastika)
Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. В процессе лепки придается большое значение пластике формы, которая выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к другой. Это один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т.д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов — методами добавления или частичного снятия материала. Изнутри материал, как правило, укрепляют металлическим каркасом. Лепка может служить для выполнения самостоятельного произведения и в качестве создания модели для скульптуры, создаваемой в другой технике: высекание, литье, чеканка и т.д.
Для лепки применяются различные пластичные материалы: глина, пластилин, воск. Чем пластичнее материал, тем лучше работать. Глина является основным материалом для лепки. Она есть повсюду, в любой местности, дешева и пластична. Глины бывают чистые и засоренные. Чистая глина имеет белый цвет и называется каолином. Белую глину можно окрашивать в любые цвета, добавляя в нее сухие строительные краски: охру, сурик, синьку. Чаще глины бывают окрашены окислами железа и имеют различную окраску: красную, синюю, желтую и т.д. Материалы для лепки не должны иметь посторонних примесей: камней, песчинок и т.д., потому что работа в основном ведется руками, а не инструментами.Глина, применяемая для лепных работ, так называемая скульптурная глина, должна содержать наименьшее количество песка, чтобы иметь хорошую пластичность. Для получения пластичной глины тощую глину, то есть глину, содержащую много песка, надо отмутить. Отмучивание глины производят так: в прочной посуде глину разводят до густоты сливок; 2/3 массы сливают в другую посуду. Через 10—12 часов глина осядет на дно, а вода поднимется наверх. Воду сливают, а глину вынимают и просушивают до тех пор, пока она не станет густой, как тесто. Из глиняного теста делают небольшие кирпичи, которые удобно хранить.Вода для работы и приготовления материалов должна быть чистой — из колодца или водопровода. Болотная вода засорена органическими примесями, быстро загнивает и начинает издавать неприятный запах. Поэтому она не пригодна для работы. Приготовленную глину для предохранения ее от высыхания кладут в ящик или бочку, накрывают мокрой мешковиной или полотном, на которые желательно положить, кроме того, мокрый войлок. Это надолго предохранит глину от высыхания. Скульптурные изделия из глины во время перерыва в работе, для предотвращения от высыхания, также накрывают мокрой мешковиной или полотном. От долгого хранения глина все же высыхает и требует размачивания. От этого недостатка избавлены пластилин и воск. Пластилин в основном применяют для лепки маленьких моделей. Он представляет собой искусственную пластическую массу, которая в отличие от глины очень долго не сохнет и, следовательно, всегда готова для лепки. Пластилины бывают по своему составу простые и сложные, в зависимости от рецепта, по которому они приготовлены. Пластилин тверже глины, и лепить из него следует только тогда, когда он хорошо размятый в руках, сделается мягким. Кроме глины и пластилина, для лепки применяется воск.Воск не сохнет, не требует смачивания водой, не дает трещин и сохраняется очень долго. Воск бывает естественный, изготовленный из вощины, и искусственный, изготовленный из нефти. Для лепки может применяться и тот и другой воск. Из воска лепят лишь мелкие изделия, так как он довольно дорого стоит. Воск в чистом виде редко применяется для лепки, так как он жесткий. Поэтому для лепки приготовляют специальный воск. Он продается в магазинах в виде палочек разного цвета.
Лучшим, незаменимым инструментом для лепки из глины являются пальцы. Ими можно вылепить вчерне все изделие. Доработку скульптур, особенно с мелкими рисунками, приходится вести с помощью инструментов, так как пальцы рук все же толсты.
Лепка изсоленого теста.
Нерпа Байкала. Ручная лепка,глина, дымление.
Вдумчивый.И. Пономарёв.Пластилин.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.