(фронтальная перспектива)
Данный вид перспективы применяется, если предмет находится во фронтальном положении, воспринимается зрителем в анфас, или фронтально. Размеры предмета по мере его удаления от зрителя уменьшаются. При фронтальной перспективе имеется только одна точка схода. Поэтому это самый простой для изображения вид перспективы.Возникновение понятия «перспектива» связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью перспективы появляется в искусстве Древней Греции. Впервые правила перспективы упоминаются в трактате греческого математика Евклида «Оптика», а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила. О живописи античной перспективы можно судить по фрескам «2-го помпеянского стиля» с построениями, весьма близкими к параллельной перспективе. Наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси.В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем перспективы в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной перспективой, состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения.Последовательная, математически обоснованная система перспективы, рассчитанная на фиксированную, «антропоцентрическую» точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку перспективы внесли также северно-европейские мастера (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния).Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой перспектива утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи). А изучение перспективы в целом становится частью начертательной геометрии (в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга, XVII в. и Г. Монжа, XVIII в.). Перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды.Параллельная перспектива типичная для живописи Китая и Японии, которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.
Вид города Эрфорда. Я. Франк-Дитрих. Гравюра.
Вид города Рима. Я. Франк-Дитрих. Гравюра.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.