1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
1. Неоимпрессионистами называются художники, которые ввели и начиная с 1886 года развивали технику так называемого разделения (la division), пользуясь приемом оптического смешения тонов и цветов. Эти художники, которые придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста, пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе. Как и всякие новаторы, они вызвали изумление и негодование публики и критики, упрекавшей их за странную технику, из-за которой якобы погибал талант, если он и был. Здесь мы попытаемся не защищать заслуги этих художников, но доказать, что их метод, подвергшийся такому осуждению, это метод традиционный и логично вытекает из прошлых методов, что этот метод уже предчувствовал и почти сформулировал Эжен Делакруа и что живопись неизбежно должна была к нему прийти после метода импрессионистов. Нужно ли говорить, что мы не собираемся сравнивать неоимпрессионистов с их знаменитыми предшественниками? Но мы хотим показать, что неоимпрессионисты имеют право ссылаться на наставления этих мастеров красок и света и являются их продолжателями.2. Может показаться излишним излагать живописную технику. Казалось бы, что о художниках нужно судить исключительно по их произведениям, а не по их теориям. Но ведь на неоимпрессионистов особенно нападают именно за их технику; считают, что они заблудились в бесплодных исканиях; осуждают главным образом их фактуру, не рассматривая серьезно сами произведения; обращают внимание не на результат, а на средства исполнения. Поэтому мы разрешаем себе выступить в защиту их способа выражения и показать, что он логичен и плодотворен. Мы надеемся, что поможем зрителю подойти к произведениям этих художников без предвзятого мнения, ведь если какая-либо техника не может дать таланта художнику, то она и не может отнять таланта у того, кто находит в ней лучшее средство выразить свои чувства и желания.3. Мы сможем показать, что и упреки и критика, направленные против неоимпрессионистов, тоже традиционны и обрушивались в свое время на их предшественников, как, впрочем, и на всех художников, которые вводили новый способ изображения.
I. Доказательства.
Разделение предугадал еще Делакруа.Сходство его техники с техникой неонмпрессионистов. Ссылки на Делакруа, Бодлера Шарля Блана, Эрнеста Шено, Теофиля Сильвестра, Эжена Верона. Одинаковое отношение к схожим исканиям; несколько критических отзывов. 1. Убеждение в том, что неоимпрессионисты - это те художники, которые покрывают свои холсты маленькими многоцветными точками, ошибка достаточно распространенная. Позднее мы приведем доказательства, но уже теперь скажем, что этот сам по себе заурядный способ работы не имеет ничего общего ни с эстетикой художников, которых мы здесь защищаем, ни с их техникой разделения. Неоимпрессионист не пуантилирует, а разделяет. Разделять же - это значит обеспечить себе все преимущества светосильности, красочности и гармонии посредством:
1) Оптической смеси исключительно чистых красок (все цвета спектра и все их тона *).2) Разделения на элементы (цвет локальный, цвет освещенной части, их взаимодействие и т. д.).3) Равновесия этих элементов и их пропорций (по законам контраста, градации и иррадиации).4) Выбором мазка, пропорционального размеру картины.* Слова цвет и тон (teinte и ton) обычно употребляются одно вместо другого, но мы под цветом (teinte) будем подразумевать качество цвета, а под тоном (ton) степень насыщенности или светосильности цвета. Переход одного цвета к другому создаст ряд промежуточных цветов, а переход оного из цветов к более светлому или к темному пройдет через последовательный ряд тонов (прим. Синьяка).
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.