"От Делакруа к неоимпрессионизму"

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14

1. Неоимпрессионистами называются художники, которые ввели и начиная с 1886 года развивали технику так называемого разделения (la division), пользуясь приемом оптического смешения тонов и цветов. Эти художники, которые придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста, пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе. Как и всякие новаторы, они вызвали изумление и негодование публики и критики, упрекавшей их за странную технику, из-за которой якобы погибал талант, если он и был. Здесь мы попытаемся не защищать заслуги этих художников, но доказать, что их метод, подвергшийся такому осуждению, это метод традиционный и логично вытекает из прошлых методов, что этот метод уже предчувствовал и почти сформулировал Эжен Делакруа и что живопись неизбежно должна была к нему прийти после метода импрессионистов. Нужно ли говорить, что мы не собираемся сравнивать неоимпрессионистов с их знаменитыми предшественниками? Но мы хотим показать, что неоимпрессионисты имеют право ссылаться на наставления этих мастеров красок и света и являются их продолжателями.

2. Может показаться излишним излагать живописную технику. Казалось бы, что о художниках нужно судить исключительно по их произведениям, а не по их теориям. Но ведь на неоимпрессионистов особенно нападают именно за их технику; считают, что они заблудились в бесплодных исканиях; осуждают главным образом их фактуру, не рассматривая серьезно сами произведения; обращают внимание не на результат, а на средства исполнения. Поэтому мы разрешаем себе выступить в защиту их способа выражения и показать, что он логичен и плодотворен. Мы надеемся, что поможем зрителю подойти к произведениям этих художников без предвзятого мнения, ведь если какая-либо техника не может дать таланта художнику, то она и не может отнять таланта у того, кто находит в ней лучшее средство выразить свои чувства и желания.

3. Мы сможем показать, что и упреки и критика, направленные против неоимпрессионистов, тоже традиционны и обрушивались в свое время на их предшественников, как, впрочем, и на всех художников, которые вводили новый способ изображения.

I. Доказательства.

Разделение предугадал еще Делакруа.

Сходство его техники с техникой неонмпрессионистов. Ссылки на Делакруа, Бодлера Шарля Блана, Эрнеста Шено, Теофиля Сильвестра, Эжена Верона. Одинаковое отношение к схожим исканиям; несколько критических отзывов.

1. Убеждение в том, что неоимпрессионисты - это те художники, которые покрывают свои холсты маленькими многоцветными точками, ошибка достаточно распространенная. Позднее мы приведем доказательства, но уже теперь скажем, что этот сам по себе заурядный способ работы не имеет ничего общего ни с эстетикой художников, которых мы здесь защищаем, ни с их техникой разделения.

Неоимпрессионист не пуантилирует, а разделяет.

Разделять же - это значит обеспечить себе все преимущества светосильности, красочности и гармонии посредством:

1) Оптической смеси исключительно чистых красок (все цвета спектра и все их тона *).
2) Разделения на элементы (цвет локальный, цвет освещенной части, их взаимодействие и т. д.).
3) Равновесия этих элементов и их пропорций (по законам контраста, градации и иррадиации).
4) Выбором мазка, пропорционального размеру картины.

* Слова цвет и тон (teinte и ton) обычно употребляются одно вместо другого, но мы под цветом (teinte) будем подразумевать качество цвета, а под тоном (ton) степень насыщенности или светосильности цвета. Переход одного цвета к другому создаст ряд промежуточных цветов, а переход оного из цветов к более светлому или к темному пройдет через последовательный ряд тонов (прим. Синьяка).

Метод, изложенный в этих четырех пунктах, управляет колоритом неоимпрессионистов, из которых многие применяют, кроме того, более тонкие законы, подчиняющие себе линии и их направления и устанавливающие гармонию и красоту расположения. Таким образом, художник, изучив линии и краски, уверенно определяет линейную и цветовую композиции своей картины, в которой господствующие линии, тона и цвета будут соответствовать выбранному сюжету.

2. Прежде чем идти дальше, обратимся к авторитету высокого и светлого гения Эжена Делакруа: этот великий художник провозгласил те законы цвета, линии и композиции, которые мы только что изложили и которые управляют разделением.

Если мы рассмотрим одну за другой все части эстетики и техники неоимпрессионистов и сравним их с тем, что говорил по этому же поводу Эжен Делакруа в своих письмах, статьях и в трех томах дневника (дневник Э. Делакруа, опубликованный Полем Фла и Рене Пио, изд. Плон и Нурри), то мы увидим, что неоимпрессионисты только следуют, наставлениям мастера и продолжают его искания.

3. Цель техники неоимпрессионистов - достижение, как мы сказали, максимума цвета и света. Но разве эта цель не выражена в восклицании Э. Делакруа:

"Враг всякой живописи - серое!"

Чтобы достичь этого максимума силы света и цвета, неоимпрессионисты употребляют только чистые краски, приближающиеся к цветам спектра, насколько вообще цвет материала может приблизиться к цвету света. А разве это не есть повиновение совету того, кто написал: "Выбросить все землистые краски".

В своих чистых красках они ценят именно чистоту и стараются не загрязнить их смешением на палитре (за исключением, конечно, смесей с белилами и смесей двух соседних красок всех оттенков спектра и всех их тонов); они кладут их рядом четкими маленькими мазками и благодаря оптической смеси достигают своей цели.

Ведь всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, а всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и светоносности. Делакруа знал преимущества этого метода. Он говорил:

"Надо класть зеленую и фиолетовую краски в чистом виде, не смешивая их". "Зеленый и фиолетовый тона необходимо класть рядом, а не смешивать их на палитре". И действительно, зеленый и фиолетовый, цвета почти дополнительные, при смешении их пигментов дают тусклый и грязный оттенок один из упомянутых серых оттенков, - "врагов всякой живописи"; тогда как, положенные рядом, они, оптически смешиваясь, образуют нежный и перламутровый серый. Суждению Делакруа о зеленом и фиолетовом неоимпрессионисты дают логическое обобщение и применяют его ко всем другим цветам.

Воспользовавшись изысканиями мастера и изучив труды Шеврейля, они заменили всякую смесь пигментов противоположных красок их оптической смесью и установили этим единственный и безошибочный способ достичь одновременно цвета и света.

4. Всякий плоский цвет кажется им слабым и вялым; благодаря оптической смеси красочных мазков, положенных рядом и дающих постепенные переходы, все части их картины сверкают и переливаются. Тот же Делакруа ясно выразил принципы и преимущества этого метода: "Очень хорошо, когда краски не смешаны материально. Они смешиваются сами по себе на известном расстоянии, на основании симпатического закона, которым они связаны. Тогда колорит достигает большей силы и свежести".

Еще далее он говорит:
"Констебль сказал, что прелесть зелени его лугов достигается сочетанием множества различных зеленых тонов. Недостаток силы и жизни в зелени, общий большинству пейзажистов, вызван тем, что они пишут ее однообразным цветом. Все сказанное им относительно зелени лугов можно применить ко всем тонам".

Эта последняя фраза ясно доказывает, что разложение цвета на его элементы (столь важный момент метода разделения) было предугадано великим художником, которого страсть к цвету неминуемо должна была привести к признанию преимуществ оптической смеси.

Но чтобы различные элементы давали на известном расстоянии желаемый оттенок и не ощущались отдельно, неоимпрессионисты вынуждены были употреблять мазки маленького размера. Делакруа, очевидно, думал об уменьшении мазков и догадывался о преимуществах, которые могло ему дать такое исполнение. По этому поводу он сделал две следующие заметки:

"Вчера, работая над ребенком, слева от женщины, в "Орфее", я вспомнил о тех многочисленных маленьких мазках, сделанных кистью, как если бы то была миниатюра, в Мадонне Рафаэля, которую я видел на улице Гранж-Бательер".

"Пойти в музей посмотреть большие гуаши Корреджо. Мне кажется, что они сделаны очень маленькими мазками".

5. Неоимпрессионисты ясно различают элементы, которые должны создать цвет при помощи оптической смеси. Эти элементы: свет и локальный цвет художники усиливают по своему усмотрению, то один, то другой. Не заключается ли этот принцип разделения элементов в нижеследующих строчках Делакруа:

"Простота локальных тонов и щедрость света".

"Нужно согласовать между собой цвет и свет".

Необходимость равновесия этих разделенных элементов ясно показана в его словах: "Если в картине слишком много света и слишком большие планы, то полутона пропадают, что ведет к бесцветности. А противоположный недостаток вредит композициям, которые надо смотреть с большего расстояния. Веронезе превосходит Рубенса простотой локальных тонов и обилием света. Для того чтобы при ярком свете локальный тон не казался бесцветным, Веронезе повышает его цвет".

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14


Минарет в исфахане. XI-XII вв.jpg

Хиральда - бывший минарет мечети, построенной в XII веке.jpg

Еврейская свадьба






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.