1-2-3

Впрочем Делакруа и в эти годы продолжает привлекать к себе внимание передовых художников Франции. Коро восторженно называет Делакруа орлом, скромно уподобляя себя полевому жаворонку, Домье внимательно изучает живописную манеру позднего Делакруа, его эскизов, вроде «Смерть Сенеки», и в своих собственных живописных опытах на такие современные темы, как «Эмигранты», вдохновляется его монументальными замыслами, в частности его «Атиллой».

Современников восхищало в Делакруа то, что он был мастером больших дерзаний, живописцем, обладавшим не только ярким темпераментом и своеобразной манерой письма, но и своей значительной поэтической темой.

Делакруа проявлял исключительную чуткость, наблюдательность и мастерство и в своих бесчисленных этюдах с натуры. В некоторых пейзажах он предвосхищает лучшие достижения последующих поколений. Недаром импрессионисты пытались объявить Делакруа своим предтечей. Между тем импрессионисты заимствовали у Делакруа только отдельные приемы живописного выполнения, в частности принцип разложения цвета. В основном же, оглядываясь на развитие мирового искусства, следует признать, что главное значение Делакруа в том, что он был одним из последних исторических живописцев Западной Европы. 3десь следует подчеркнуть, что Делакруа был прежде всего замечательным мастером тематической картины. Говоря словами Сурикова, следует, назвать его «композитором» в живописи. Правда, мастер вкладывал в свою историческую живопись значительную долю личных переживаний неудовлетворенного настоящим романтика-мечтателя. Но все же главное содержание живописи Делакруа — это общественная жизнь людей, историческая драма. Именно в этом он не нашел себе продолжателей среди последующих поколений французских живописцев.

Положения, которые позднее определили наиболее передовое мировоззрение XIX века, исторический образ мышления, признание общественной борьбы основой развития человечества — в поэтическом выражении были как бы предугаданы в исторической живописи Делакруа. Его картины «Резня на Хиосе», «Марино Фальеро», «Милость Траяна», «Битва при Тайебурге» и «Взятие Константинополя» являются основными вехами его художественного развития. Многочисленные этюды и рисунки при всех их достоинствах должны рассматриваться лишь как побочные достижения мастера, всю свою жизнь трудившегося над созданием исторических картин, мечтавшего о возрождении монументальной живописи, достойной Тициана, Веронезе и Рубенса.

В своей художественной деятельности Делакруа вынужден был не пренебрегать теми средствами, которые могли сделать его произведения понятными и приемлемыми для современного буржуазного общества. Делакруа не был равнодушен ни к мнению о нем современников, ни к славе среди потомства. Недаром он четыре раза баллотировался в Академию, прежде чем был удостоен избрания.

Между тем в своем «Дневнике» Делакруа пренебрегал предрассудками и условностями и проявлял ту высшую степень искренности, которая бывает доступна человеку, когда он остается наедине с самим собой. В «Дневнике» Делакруа с исключительной полнотой отразились творческая одержимость гения, неукротимая страстность борца, неутомимость труженика, простота и честность благородного сердца.

Занося в свой «Дневник» записи едва ли не каждый день в течение многих лет, Делакруа меньше всего думал о том, что записи его со временем попадут в руки потомства. Делакруа удовлетворял в «Дневнике» свою настоятельную потребность разобраться в мыслях, пришедших в голову за истекший день, закрепить в памяти планы предстоящих работ. Его единственной наградой за этот труд было удовлетворение, которое он испытывал, перечитывая старые записи по истечении многих лет, проверяя и развивая заветные мысли, которые не покидали его на протяжении всей жизни.

Естественно, что в «Дневнике» Делакруа наряду с заметками обобщающего, философского характера попадаются многочисленные мелкие записи для памяти, внесенные в «Дневник» как в записную книжку. (Некоторые заметки подобного рода пропущены в настоящем издании, которое в остальном представляет собой полный перевод всего того, что сохранилось от «Дневника» Делакруа.) Впрочем эти случайные вставки, вкрапленные в основную ткань изложения, не отвлекают внимания от главного хода мыслей художника. Его личные дела, материальные интересы, бытовые заботы, отклики на современные события, отзывы о встречах с широким кругом знакомых — все это пестрое многообразие жизненных впечатлений никогда не поглощало художника полностью, оно занимает в «Дневнике» второстепенное место.

«Дневник» Делакруа представляет собой книгу, возникшую как бы нечаянно, непроизвольно, из привычки ее автора из года в год, в различных жизненных обстоятельствах, в связи с различными событиями упорно и настойчиво возвращаться к тем вопросам, которые были вопросами всей его жизни.

Жизнь Делакруа прошла целиком в искусстве. Не удивительно, что его «Дневник» почти полностью посвящен искусству. Делакруа был почитателем классической живописи Возрождения и XVII века, усердным посетителем художественных музеев; он умел не только восхищаться достижениями старых мастеров, но и подвергать их пристальному критическому разбору. Делакруа живо интересовался творчеством своих современников, собратьев по искусству, и находил в себе мужество признавать достоинства даже таких чуждых ему мастеров, как глава академизма Энгр и глава реализма Курбе. С особенной проникновенностью Делакруа ценил творчество своего друга Шопена, который помог ему понять поэтическую сущность музыки. Наконец, Делакруа имел возможность наблюдать, как в его собственной мастерской возникали картины, в которых он сам, при всей своей взыскательности, не мог не признавать подлинных шедевров.

Этот троякий опыт жизни Делакруа пробуждал в нем потребность отдать себе отчет в вопросах, волновавших его больше всего: что такое искусство? чем питается творчество? как возникает шедевр? каким образом художник может вызвать в себе состояние вдохновения? Эти вопросы толкали Делакруа на размышления и превращали многие страницы «Дневника» в собрание философских этюдов и поэтических признаний. Отдельные работы Делакруа в области художественной критики увидели свет еще при жизни автора. Однако в своих обработанных для печати статьях Делакруа не удавалось с такой полнотой развить и обосновать свои заветные мысли об искусстве, как это он делал в беспорядочных и порой отрывочных записях своего «Дневника». Вот почему из всего богатого литературного наследия Делакруа ни его переписка, имеющая преимущественно биографическое значение, ни сборник его статей, характеризующий его критическую деятельность, не дают столь полного представления о его художественных воззрениях, как его «Дневник».

Обсуждая ряд общих и частных вопросов эстетики и художественного творчества, Делакруа лелеял мечту со временем привести свои мысли в порядок и составить из них «Художественный словарь». Отдельные подготовительные этюды к этому начинанию включены им в «Дневник»; они имеют вполне самостоятельное значение. Впрочем сам художник признавал живую беседу наиболее пригодной формой для выражения своих мыслей об искусстве.

Действительно, в своем «Дневнике» Делакруа как бы ведет задушевную беседу с самим собой. Не притязая на создание стройной системы эстетики, Делакруа в своих рассуждениях и размышлениях по самым различным, нередко частным поводам никогда не упускал из виду общих философских основ искусства. При всем нескрываемом пристрастии к живописи он не отрицал общих истоков различных видов искусства. К этой мысли Делакруа возвращался особенно охотно, обосновывая ее сравнением живописи с музыкой. Делакруа по собственному опыту знал, что в искусстве наряду с эстетическим чувством, с переживаниями художника участвуют его раздумья и мысли. Он был убежден, что идея, захватившая художника, содержание задуманного им произведения питают художественное творчество. Делакруа многократно и горячо восставал против голого артистизма, против той бездушной «сноровки», которая не в состоянии породить подлинного искусства. Высоко ценя непосредственное впечатление, наблюдение, исследование художником природы, Делакруа никогда не забывал о воображении, как своеобразном средстве художественного познания.

Уделяя главное внимание коренным эстетическим вопросам, Делакруа не пренебрегал и художественной техникой, средствами выражения наиболее близкого ему искусства — живописи, которыми он сам овладевал в своей практике в результате настойчивых и долгих исканий. Стремление Делакруа охватить одним взглядом искусство во всем богатстве его идейного содержания и художественных средств выражения придает его «Дневнику» неповторимое своеобразие и решительно отличает его как от узкопрактических руководств, так и от отвлеченно-философских трактатов по эстетике.

1-2-3


Автопортрет в костюме Гамлета

Аспазия

Абидосская невеста






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.