Главная > Страницы жизни > Музей Делакруа


Cолнечная мастерская Делакруа.
Вид из мастерской.
Комната, в которой художник скончался.

Квартира и мастерская, где жил и работал Делакруа в последние годы своей жизни, превращены ныне в музей, посвященный творчеству художника.

Музей Делакруа, расположенный на тихой улочке Фюрстенберг, скрыт от посторонних глаз. Его здание не заметно с улицы, а об его существовании можно узнать, лишь обнаружив на арке памятную доску. Пройдя в эту арку, посетитель вскоре оказывается перед уютным домом с большой мастерской. Здесь художник провел последние годы своей жизни.

Это жилище в самом центре французской столицы Делакруа приобрел 28 декабря 1857 года. Вполне понятны причины, по которым он выбрал для себя столь тихий уголок. К тому времени наш герой уже серьезно болел, а отсюда до церкви Сен-Сюльпис, где он тогда (и вплоть до 1861 года, когда эта работа была закончена) писал серию своих монументальных фресок, было рукой подать. Новое жилье подыскал по просьбе Делакруа его друг, Эрнест Харо.

Свободная квартира обнаружилась в элегантном доме, возведенном в конце XVIII века на месте старого монастыря Сен-Жермен де Пре. Комнаты оказались светлыми и уютными, но, прежде чем переехать сюда, Делакруа пришлось решить проблему мастерской. Ее построили в саду, на это ушло около шести месяцев. Художник остался очень доволен своим новым жильем. На следующий день после переезда он записал в дневнике: «Меня разбудил солнечный свет, лившийся в окно моей комнаты. Я выглянул в сад, увидел свою мастерскую, и у меня стало радостно на душе».

В этом доме Делакруа прожил до самой смерти, настигшей его в августе 1863 года. Преодолевая мучительное нездоровье, он работал, заканчивая фрески для церкви Сен-Сюльпис и дописывая последние полотна, выставленные в Салоне 1859 года. Покидал свой дом мастер только для того, чтобы отправиться в церковь Сен-Сюльпис. В остальном он жил как затворник, общаясь лишь с учеником и помощником Полем Андре и преданной служанкой Женни Ле Гулю.

Согласно завещанию Делакруа, все его картины — за исключением тех, что были оставлены конкретным лицам, — следовало продать с аукциона. Чем было вызвано это требование — не вполне понятно. Возможно, тем самым художник хотел еще раз доказать критикам, что до конца жизни не утерял твердости руки и зоркости художнического зрения. На аукцион, состоявшийся в 1864 году и растянувшийся на несколько дней, выставили около 9000 работ, включая 60 альбомов с набросками, 1500 пастелей, 850 картин и более 6500 рисунков. Публика увидела все это впервые.

Квартира Делакруа и его мастерская перешли в частные руки. Более 60 лет они были закрыты для поклонников творчества художника. А в 1929 году дом, в котором он жил, решили снести, чтобы освободить место для строительства гаражей.

Это легкомысленное решение городских властей вызвало бурный протест парижан. Поклонники творчества великого романтика забили в набат — мастерская на улице Фюрстенберг к тому времени оставалась последним «живым» зданием, где работал художник. Кампанию по спасению этого памятника возглавили известные мастера Морис Дени (1879-1943) и Поль Синьяк (1863-1935). Оба они с юности были очарованы картинами Делакруа. Особенно это касается Синьяка, который, будучи одним из лидеров художественного направления, получившего название «пуантилизм» (или — «дивизионизм»), много экспериментировал с цветом, ориентируясь в своих исканиях, прежде всего, на колористические опыты Делакруа. Художники основали Общество друзей Эжена Делакруа и сумели убедить городские власти в том, что студию Делакруа следует объявить памятником национальной культуры. Позже, в 1971 году, она получила статус национального музея.

За те годы, когда квартира Делакруа находилась в частном владении, она безвозвратно утратила тот вид, который имела при жизни художника. Тяжелая мебель в стиле Людовика и многочисленные сувениры, привезенные из Марокко, исчезли. Впрочем, кое-что из вещей, некогда принадлежавших Делакруа, отыскалось. В число этих вещей входят мольберт Делакруа, палитра художника, два деревянных столика для рисования и, что самое удивительное, его узкая кровать, ставшая и его смертным ложем. Все это сейчас находится в музее.

Этот восторг давал о себе знать в его тогдашних живописных опытах. Прежде всего, это работа «Данте и Вергилий» (другое название — «Ладья Данте») (1822) — первая картина, выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного тому фурору, что произвел «Плот» Жерико) она не вызвала. Настоящего успеха Делакруа пришлось ждать еще два года. В 1824 году он показал в Салоне «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Впрочем, гром обвинений едва ли не заслонил собой оценки, подобные бодлеровской, — многие критики обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме.

Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.

Сверху вниз:

Примыкающая к жилищу Делакруа солнечная мастерская, где он проводил большую часть времени. В 1982 году музей расширили за счет жилых комнат нижнего этажа.


Вид из мастерской.

Комната, в которой художник скончался 13 августа 1863 года.


Национальный музей Эжена Делакруа, Париж.

Необходимая информация:


Адрес музея:
Musee National Eugene Delacroix 6, rue de Furstenberg 75006 Paris France.

Телефон: Факс:
(033) 144-418-650.
(033) 143-543-670.

Время работы:
Ежедневно: 09.30-17.30 (вход в музей: до 16.30).
Выходной день - вторник.

К услугам посетителей:
Свободный вход для лиц моложе 18 лет.
Скидки для студентов.
Скидки для посетителей в составе групп (численностью более 20 человек).
Экскурсии.
Библиотека.
Художественный салон.
Передвижные выставки.


Портрет графа Шарля де Морне

Эжен Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира.

Резня на Хиосе






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.