Ремону Сулье
15 сентября 1821
Наконец-то, дорогой друг, я отсылаю тебе письмо. Не упрекай меня, я сам делал это сотни раз, хотя боюсь, что упрекать надо бы тебя, поскольку это ты сейчас получишь письмо. Я ждал твоего ответа, а ты, видимо, ждал, чтобы я ответил на твое письмо, которое в дороге встретилось с моим и которое я получил с великой радостью. Каким изменившимся во всем найду я тебя, когда мы увидимся! Новые люди, новая обстановка должны будут во всех отношениях пойти тебе на пользу. Тревожит меня только одно: меня известили, что ты почти не думаешь о живописи, что твои обязанности мешают тебе заниматься ею постоянно и ты опасаешься, как бы тебе не пришлось совсем ее бросить. С другой стороны, в своем милом письме ты пишешь, что непрестанно занимаешься ею, насколько это позволяет тебе служба. Не намерен ли ты позолотить пилюлю и поддерживать меня в сладостной уверенности, что когда-нибудь я обрету в тебе товарища в своих трудах и что мой друг станет подлинно талантливым живописцем, меж тем как решимость твоя все более ослабевает? Как странно, что любовь к живописи пробудилась у тебя в этой холодной стране, где я обитаю, а остыла в Италии, в Неаполе! Уверяю тебя, что, возможно, когда-нибудь живопись станет твоей кормилицей и позволит даже сделать состояние. Посвящай ей все время, которого у тебя не требуют твои обязанности или воспоминания о друзьях. Сейчас у нас нет истинных живописцев в избранном тобой жанре, и среди талантливых художников ты выглядел бы подлинно оригинальным. Ценители, видевшие акварели, которые ты прислал сюда, говорят, что им, возможно, чуть-чуть не хватает непосредственности, что возникает впечатление, будто, сделав наброски с натуры, ты дописываешь их у себя дома. Вероятно, доля справедливости тут есть. Но если ты пожелаешь учиться, то будешь делать прекрасные вещи. Почему бы тебе не прислать что-нибудь, чтобы помочь нам дотерпеть до твоего возвращения? Пусть это не ты сам, но все-таки что-то твое.А у меня к тебе несколько необычная просьба. Я решил сделать к будущему Салону картину, 1 сюжет для которой я взял из недавних войн между турками и греками. Уверен, что в нынешних обстоятельствах она даст мне возможность прославиться, если, конечно, в ее исполнении будут хоть какие-то достоинства. И вот мне хотелось бы, чтобы ты прислал несколько видов окрестностей Неаполя, 2 какие-нибудь из имеющихся у тебя набросков морских и горных пейзажей, желательно самых живописных. Думаю, они вдохновят меня при изображении места действия. И вообще, почему бы тебе не прислать хоть несколько этюдов из тех, что лежат у тебя в папке? Тебе они без надобности, потому что ты там и так все это видишь, а отсылка их заставит тебя больше рисовать. У меня предчувствие, что недалеко то время, когда я тоже смогу повидать Италию. Если картина, которую я решил написать, будет иметь успех, я не стану медлить с отъездом и, даст Бог, смогу еще тебя там обнять. Ты будешь моим дорогим чичероне.Как мне нравятся итальянцы! Я наслаждаюсь на улице Лувуа, 3 упиваясь их прекрасной музыкой и пожирая глазами прелестных актрис. В этом театре мы обрели новую Ронци, недавно прибывшую — и весьма кстати — на смену нашей маленькой сумасбродке, о которой я так сожалел. 4 Это г-жа Паста. 5 Надо видеть ее, чтобы оценить ее красоту, благородство и восхитительную игру. Впрочем, вероятно, я разливаюсь перед человеком, который при необходимости мог бы сам рассказать мне новости о ней, поскольку, видимо, любовался ею в Италии до ее отъезда в Париж. Приехал Галли. 6 Он дебютировал вчера в «Gazza ladra» 7 и имел огромный успех. Жду второго представления.Обрати внимание, что строчки в этом письме располагаются гораздо теснее, чем обычно. Нет, все-таки лучше писать не так длинно, но чаще. Но кроме страсти откладывать все на завтра, у меня есть и другая: писать тебе письма как можно длиннее. Умоляю тебя поступать точно так же. Пойми, я не способен поведать и четвертой части того, что есть у тебя и чем ты мог бы заполнять свои прекрасные письма. Так что давайте, сударь, пишите нам, раз Вы бросили живопись. Очиняйте перья, коль не растираете краски. Используйте для живописи словами бумагу, которую отныне отказываетесь раскрашивать черным, зеленым и синим. У меня возник план съездить в конце месяца полюбоваться морем и с неделю подышать морским воздухом. Это несколько отвлечет меня от ежедневных трудов. Прощай.
Э. Д.
Напиши, каковы натурщицы в Неаполе, есть ли красивые, имеется ли Академия, где можно работать, так как я определенно решил, что поселиться нужно именно там. Напиши немного о климате и как он на тебя действует. Не мешает ли тебе тамошняя жара работать? Прошу тебя, мой милый, побольше подробностей.
1 Вероятно, имеется в виду картина, которая у Робо (1407) названа «Боцарис». Делакруа оставил работу над нею, отдав предпочтение сюжету «Данте и Вергилий».2 Сулье в то время был в Неаполе, откуда возвратился 27 октября следующего года.3 В Итальянском театре на ул. Лувуа.4 Г-жа Ронци в 1821 г. переехала в Лондон.5 Джудита Паста (1798—1865) — знаменитая итальянская певица. Дебютировала в 1816 г. в Париже без особого успеха, в 1821 г. вернулась в парижский Итальянский театр, и с этого времени началась ее триумфальная карьера певицы и актрисы.6 Галли (1783—1853) — знаменитый итальянский певец и актер. Партию Фернандо в опере «Сорока-воровка» Россини написал специально для него.7 «Сорока-воровка» (ит.).
Предыдущее письмо.
Следующая часть.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.