Ипполиту Потерле 1
Четверг, 9 августа [1827]
Дорогой Потерле, я узнал, что Вы вот-вот возвращаетесь, а я еще не имел удовольствия написать Вам, хотя несколько раз собирался. Но Вы же знаете, что особенностью художников является страсть откладывать все на завтра. Раза два-три я видел Вашего отца, 2 и он в какой-то мере держит меня в курсе Ваших тамошних занятий. Плоды их я видел и был ими восхищен. В частности, Ваш Рембрандт, и большой и маленький, представляется мне подлинным шедевром. Вы, безусловно, зря отослали их слишком рано. Видимо, сквозь щели в ящик проникла пыль и едва не испортила полотна. Узнал я также, что Вы написали к выставке несколько портретов и картину. Примите мои поздравления. 4 ноября 3 взбудоражило живописцев, и все, кто способен держать палитру, спешат поспеть к сроку. Натурщики валятся с ног, а торговцы красками, как Вы догадываетесь, видя эту вакханалию, ликуют. Г-н Рейнолдс 4 будет рад получить эскизы, исполненные в Вашей манере. Он нашел очаровательными те, что видел у меня в мастерской, и я не сомневаюсь, что он постарается их заполучить путем обмена либо любым другим способом. Что касается вопроса относительно гравюры с Рембрандта, то для переговоров о делах подобного рода необходимо взаимное понимание, которого трудно достичь при том знании английского языка, каким могу похвастаться я, и при его полном незнании французского. Если Вы еще не оставили этот замысел, существуют тысячи способов начать серьезные переговоры. К тому же ему приходится делать тьму гравюр со всякой дряни Дюбюфа и компании, что должно только усилить его желание заполучить хорошие оригиналы. Г-н Швитер 5 и все наши парижские друзья шлют Вам приветы. Возвращайтесь толстый и румяный. Это первейшее условие для того, чтобы делать хорошую живопись. Главное — здоровье. Прощайте. Не решаюсь просить Вас приехать побыстрей, так как уверен, что дорога не слишком пойдет Вам на пользу. Но когда бы Вы ни прибыли, Вы найдете во мне искреннего друга.
Эж. Делакруа
1 Ипполит Потерле (1802—1835) был другом Делакруа; они познакомились в 1818 г., когда Потерле копировал в Лувре «Концерт» Доменикино. Потерле давно уже приобрел известность превосходными копиями со старых мастеров. В ту пору он находился в Амстердаме, где делал копии с картин голландских художников. Умер Потерле в тридцать три года от чахотки. Почти все его работы пропали; с них стирали подписи, подделывая новые, в основном Бонингтона либо Делакруа. 2 Ж. Б. Потерле, чиновник Министерства внутренних дел. Делакруа встречал его там, когда приходил повидаться с Пьерре. 3 4 ноября — дата открытия Салона 1827 г. Делакруа выставил там девять новых картин, в том числе «Смерть Сарданапала», а Потерле одну — на сюжет, взятый из «Пелегрина Пика». 4 Сэмюэл Уильям Рейнолдс-старший (1773—1835) — художник и гравер, работавший в технике меццо-тинто, оказал сильное влияние на молодых французских граверов. 5 Луи де Швитер — художник-любитель, друг Делакруа, который незадолго до этого написал его портрет, отвергнутый Салоном 1827 г. (хранится в Национальной галерее в Лондоне).
Предыдущее письмо.
Следующее письмо.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.