Феликсу Фейе де Коншу

[Март 1831]

Вот, дорогой Фейе, те соображения, о которых я Вам говорил. 1 Несомненно, мысли министра о системе комиссий продиктованы стремлением к беспристрастности. Тем не менее опыт неоспоримо доказывает, что эта система ведет к несправедливости. И менее всего этот способ предпочтителен во времена, когда в правительство входит множество людей, способных председательствовать в отборочных комиссиях.

Во французской школе произошел раскол, и это несомненный факт. Судьи, кто бы они ни были, обязательно так или иначе окажутся нетерпимы, а если дело касается художника, то внутреннее предубеждение побуждает даже лучшие умы к величайшей нетерпимости. Притом недопустимо в столь тонком и столь важном вопросе, являющемся не более и не менее как вопросом существования, позволять судить художников художникам.

Ежели вы предпочтете любителей или людей, не причастных к искусству, их легко будет привлечь на какую-нибудь одну сторону в силу их безразличия к искусству либо в силу того, что они не придают этим делам большого значения; однако впоследствии — если только они следят за успехами искусства и хотя бы немножко знают свет, — когда им придется делать выбор, они просто не смогут не отдать дань своим личным пристрастиям.

Власти еще не вполне понимают те резко очерченные разногласия, которые, в сущности, разъединили представителей разных направлений в искусстве.

Когда много месяцев назад художники волновались, требуя реформ, очень долго не удавалось добиться ясности в их противоречивых требованиях. Сегодня большинство одного направления что-то решало, назавтра выносилась противоположная резолюция, выдвигались новые ходатайства. Наконец организовались два соперничающих общества, которые в определенной мере резюмировали требования художников, и недавно, когда министр внутренних дел назначил комиссию для пересмотра устава Школы изящных искусств, оба направления оказались в какой-то степени представлены в ней, так что победа того или иного мнения зависит от случайного численного превосходства.

Но вот что одно из этих обществ (так называемое классическое) бесцеремонно требует при нынешнем преобладании системы комиссий: часть членов должна набираться из его состава, а другая из состава Института, являющегося великим палладиумом доктрин этого общества. Нетрудно предвидеть, каков будет результат подобной меры.

Напротив, правительство, сколь бы пристрастным его ни считали, обязано до определенной степени поддерживать равновесие между соперничающими системами. Любое высказывание, в каком бы смысле оно ни делалось, для правительства недопустимо, потому что совершенно лишает всяких шансов сторонников противоположной точки зрения, в отличие от комиссий, где свобода, тайна голосования и полнейшая неподотчетность позволяют классикам разгромить романтиков и наоборот, если у последних окажется превосходство.

Прошу прощения, что посылаю Вам все это так поздно. Тысяча благодарностей за интерес, который Вы соблаговолили проявить к этому делу.

Всецело Ваш

Эж. Делакруа


1 Несомненно, речь идет о наброске статьи Делакруа, появившемся в журнале «L'Artiste» 14 марта 1831 г.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Вид моря с вершин Дьеппа

Греция на развалинах Миссолонги

Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750)






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.