Анри Декэну 1

[27 июня 1831]
(Почтовый штемпель)

Дорогой друг!

Я много размышлял о нашем деле. Мне представляется удачной Ваша идея побудить к действию наше общество художников 2 вне зависимости от того, что мы делаем индивидуально или совместно. И Вы тем более правы, что второе общество 3 уже занялось этим вопросом. Надо, чтобы и наше, держащееся противоположной позиции, принялось безотлагательно хлопотать о ликвидации невыносимых требований.

Надо постараться как можно скорее встретиться, но прежде нужно пошевелить мозгами, чтобы иметь уже готовую редакцию, или хотя бы обременить этим какую-нибудь умную голову. Я набросал кое-какие мысли, но неожиданно у меня появилось дело, которое не дает мне полностью этим заняться. Так что приложите все силы и самолично просмотрите мою петицию. Ума у Вас в тысячу раз больше, чем нужно для этого, тем паче что тут потребен всего лишь здравый смысл, ибо простой здравый смысл на нашей стороне. Назначьте, если хотите, один из вечеров: я приду к Вам, и мы посовещаемся.

Главное, надо заставить понять, что в искусстве налицо две разные партии, а Институт представляет только одну из них и вот доказательство тому:

смятение чувств художников, вызванное требованием перемен и реформ, и невозможность договориться, что привело к образованию двух соперничающих обществ;

дух Института и всех, кто выступает под его знаменами, — это подавление смелых талантов и т. д.;

оба общества выдвигают полярно противоположные требования; более того, художники, так называемые классические, правильные, требуют ни много ни мало — чтобы только они были представлены в числе судей, каковые и станут определять, кто из их собратьев имеет, так сказать, право на существование.

Можно привести еще тысячи доводов. Я подберу несколько и использую их как требование то ли от своего имени, то ли от имени нескольких товарищей, например Вашего, Сигалона 4 и т.д.

Работа, которой я занят, не позволяет мне тотчас же пойти поговорить с Вами, как я собирался, поэтому предлагаю воспользоваться этими набросками идей, которые Вы, уверен, обогатите.

Если у Вас будет время, повидайтесь с Жалем. 5 Он может быть Вам полезен в «Constitutionnel». Бертен 6 приводит в отчаяние. Тут ждать нечего. Он мне почти проговорился, что это было неизбежно: мы будем стараться вовсю.

Преданный Вам

Эж. Делакруа

По-моему, многое зависит от того, что Вы не дадите сделать Вашему обществу. Вы же знаете, что манера приводить доводы практически стоит самих доводов. Благоприличия необходимы всюду, а поскольку мы в когтях у этого министра, 7 то, задев его самолюбие, мы потеряем все. Пусть берут на себя Беррье, 8 он упрям. Можете ли Вы мне сообщить номер его дома на Савойской улице?


1 Анри Декэн (1799—1852) — художник, уроженец Брюсселя, работавший в Париже.
2 Свободное общество живописи и скульптуры, учрежденное 18 октября 1830 г.
3 Общество друзей искусства, имевшее академический характер; впервые учреждено во время революции, восстановлено в 1817 г.
4 Ксавье Сигалон (1788—1837) — художник, ученик Герена.
5 Огюст Жаль (1791—1873) — влиятельный художественный критик. Делакруа поддерживал с ним дружеские отношения с 1820 г., когда тот сотрудничал в газете «Miroir». В «Constitutionnel» от 4 июня появилась статья (анонимная; возможно, Жаля) с весьма лестным отзывом о Делакруа и его «Свободе» в Салоне 1831 г.
6 Эдуар Бертен — инспектор Департамента изящных искусств.
7 Д'Аргу — тогда министр торговли и общественных работ.
8 Беррье-Констан — помощник управляющего Департаментом изящных искусств.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Эжен Делакруа. Медея. (Наброски)

Эжен Делакруа. Констебля Бурбонвона мучает совесть. (Набросок)

Эжен Делакруа. Львы раздирающие коня.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.