Шарлю д'Аргу

[Июль 1831]

Господин министр!

Члены Общества живописи и скульптуры просят Вас рассмотреть некоторые соображения, связанные с закупкой произведений живописи и скульптуры, каковую правительство намерено произвести на выставке в Лувре. 1 Этот наш шаг вызван распространившимися слухами, будто выбор картин и скульптуры предполагается предоставить одной только комиссии. Эта мера может иметь самые тяжелые последствия во всем, что касается существования художников, и потому мы надеемся, что Вы соблаговолите принять к рассмотрению нижеследующие замечания, исходящие не от одного лица, чья позиция и претензии могут быть глубоко личными, но от общества достаточно многочисленного, чтобы представлять интересы многих. 2

Эта мера правительства, как бы ни была она нова, поражает тем более, что в администрации никогда не имелось достаточно большого количества лиц, способных с полным знанием дела отличить таланты, достойные поощрения. Потрясенное многочисленными злоупотреблениями, имевшими место при прежнем режиме, правительство попыталось, насколько возможно, поправить дело, и в вопросе, который нижеподписавшиеся позволяют себе изложить Вам, Вы обнаружите стремление соблюсти как можно большую справедливость. Мы хотим избежать подозрений в какой бы то ни было предвзятости. Из всего нижеследующего Вы, господин министр, несомненно, убедитесь, до какой степени эта мера может превратиться в источник неудобств, полностью противоречащих поставленной цели.

Раскол внутри французской школы, о котором так много говорят, совершившийся факт. Публика наблюдает утверждение совершенно противоположных систем, которые захватывают художников и ведут их по разным дорогам. Различие манер в искусстве может пойти, как все в том убеждаются, лишь на пользу ему благодаря предоставляющейся талантам свободе выбора и разнообразию, которое это различие привносит в их произведения; однако первым неизбежным следствием этого, если брать в рассмотрение лишь отношения между художниками, явилось возникновение крайней нетерпимости, которая переносится и на оценку творчества соперников. Примечательно, что даже среди лиц, не являющихся художниками по профессии, а только интересующихся искусством, мало таких, кто не поддался бы личным склонностям, окажись они призваны сделать выбор среди произведений искусства. Почти каждый из них, приверженный к определенной системе, подчиняет свои суждения вполне естественной пристрастности и с жаром отстаивает предметы своего предпочтения.

Уже много месяцев назад художники начали объединяться, чтобы потребовать разнообразных реформ и добиться некоторых улучшений в правительственных органах, имеющих к ним касательство. Происходили многочисленные собрания, на которых не удалось добиться согласия даже по самым насущным вопросам. Сегодня большинством принималась одна резолюция, а назавтра случайно собравшееся большинство другого направления утверждало резолюцию совершенно противоположную. В результате после многочисленных подготовительных шагов образовались два соперничающих общества, которые в какой-то степени подвели итог требованиям всех художников, но характер деятельности каждого общества после их образования доказывает, насколько резко обозначена линия, разделяющая их. Оба общества представили диаметрально противоположные требования комиссии, назначенной министром внутренних дел для пересмотра устава Школы изящных искусств; общеизвестно, что в этой комиссии было представлено и рассмотрено каждое мнение и решения по ним принимались большинством голосов, то есть торжество одного мнения над другим определяла случайность численного превосходства.

Нижеподписавшиеся имеют честь обратить Ваше особое внимание на это крайне предосудительное положение, при котором все определяет влияние временного большинства, чьи решения тем не менее становятся незыблемыми и стеснительными для сторонников противного мнения.

В любой комиссии, каким бы образом она ни была составлена, личные пристрастия, поощряемые тайною голосования, случайность соединения лиц, благосклонно или неблагосклонно расположенных, могут подавить талант и заставить художников навсегда отчаяться в их столь нелегком и длительном труде. Единственно только содействие правительства может поддержать их. Бросить художников на произвол их соперников, занимающихся тем же самым делом, либо на произвол пристрастий и небрежности лиц, непричастных к этой профессии, возложив на оных заботу судить о достоинствах художников, значит подорвать основы их существования. Даже талантливые люди с возвышенной душой будут судить их с не меньшей пристрастностью. Убеждения в искусстве — та же вера, и у нее есть свои фанатики, а у людей выдающихся эта вера неколебима и глубока. Но сколь бы ни внушала она уважения как личное мнение и дело совести, распространять свое влияние на вопросы, касающиеся материальных интересов, она не должна.

Нижеподписавшиеся полагают, что обращение к правительству за содействием в данном вопросе — это тот путь, который дает меньше всего простора для предпочтений, диктуемых духом партийности. Власть может лишь справляться у общественного мнения, указывающего ей на многих достойных людей. Задача же власти заключается в поддержании определенного равновесия между требованиями соперников со всей осторожностью, необходимой для подобной миссии, и опыт на многих примерах уже доказал, что вмешательство власти гораздо менее чревато различными осложнениями, нежели система жюри и заказов.

Члены Общества живописи и скульптуры надеются, господин министр, что Вы соблаговолите рассмотреть это прошение, в чем они в высшей степени заинтересованы, тем более это вполне заслуживает Вашего благосклонного внимания.


1 Т.е. в Салоне 1831 г.
2 Имеется в виду Свободное общество живописи и скульптуры, учрежденное в противовес Обществу друзей искусства.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Передняя обложка работы Девериа.

Фауст в тюрьме у Маргариты.

Делакруа. Фауст и Мефистофель, галопирующие вночи






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.