Главная > Переписка > Часть III > Жану Батисту Пьерре


Жану Батисту Пьерре

Мекинес, или Мекнес, 16 марта 1832

Со вчерашнего дня мы в этом городе, который был целью нашего путешествия. Мы проделали пятьдесят лье за десять дней. За это время мы ничего не видели. Когда тащишься шажком по солнцепеку, сидя в скверном седле, не испытываешь ничего, кроме усталости. Как поживаете вы, милые друзья? Здесь Африка чувствуется чрезвычайно сильно. Наш въезд был обставлен исключительно пышно, но я никому не пожелаю испытать это удовольствие дважды. Все, что произошло с нами в этот день, было лишь продолжением того, к чему нас подготовила дорога. На каждом шагу нам встречались все новые вооруженные племена, которые в честь нашего прибытия палили из ружей, совершенно не жалея пороху. Губернатор каждой провинции провожал нас к следующему губернатору, так что эскорт наш, и без того внушительный, все более разрастался. Время от времени среди всеобщего ликования слышалось посвистывание шальной пули. Кроме всего прочего, по пути мы переправлялись через реку, разумеется без всяких мостов и лодок, — по числу выпущенных в нашу честь пуль это сравнимо лишь с переправой через Рейн. Но все меркнет перед тем приемом, который нам устроили в столице. Сперва нас повезли самым длинным путем, что-бы мы осмотрели окрестности и убедились в их великолепии. Под страхом самых суровых кар император приказал всем веселиться и развлекать нас, поэтому народу была уйма и кавардак ужасный. Мы знали, что, когда полгода назад здесь принимали австрийцев, в давке погибло двенадцать человек и четырнадцать лошадей. Нашему маленькому отряду с трудом удавалось держаться вместе и не рассеяться от грохота ружейных выстрелов, гремевших у нас под самым носом. Впереди нас находились музыканты и ехало более двух десятков конных знаменосцев. Музыка тоже конная: она производится посредством своеобразных волынок и барабанов, которые висят на шее у всадника, а он ударяет в них поочередно с обеих сторон жезлом и небольшой палочкой. Получается совершенно оглушительный грохот, смешивающийся с залпами кавалерии и пехоты; при этом самые неистовые туземцы расталкивали всех, чтобы выстрелить прямо у нас под носом. Все это приводило нас в ярость и в то же время смешило, хотя сейчас я вспоминаю обо всем без особого удовольствия. Это торжество, похожее больше на пытку нескольких горемык, которых ведут на виселицу, длилось с утра до четырех часов дня. Nota bene, 1 что мы позавтракали, притом довольно легко, в семь часов, в палатке. Как я ни злился, а все же приметил в этом городе очень занятные дома, все в том же мавританском стиле, но более внушительные, чем в Танжере.

<...>

23 марта

Вчера мы получили аудиенцию у императора. 2 Он оказал нам милость, какой никогда и никому не оказывал, а именно допустил нас во внутренние покои, сады и т.п. Все это необыкновенно интересно. Он принимает посетителей сидя верхом на лошади, один, а стража стоит. Он внезапно появляется и приближается к вам, у него за спиной зонтик. Император — довольно красивый мужчина. Очень похож на нашего короля, только моложе и с бородой. Ему можно дать от сорока пяти до пятидесяти лет. За императором следовала его парадная колесница. Это нечто вроде тачки, запряженной мулом. Итак, я добрался до цели. Теперь весь вопрос в том, чтобы не слишком долго торчать в Африке. Боюсь, что нас несколько задержат в Танжере. Мои спутники получили письма отовсюду. Одному мне ничего нет... Передайте, пожалуйста, привет всем друзьям. Хотя мне очень хорошо с моими двумя попутчиками, а все-таки жаль, что я не могу говорить с ними о вас. Итак, молите небо, чтобы оно не дало чересчур затянуться моему изгнанию, и пишите по-прежнему. Прощайте, прощайте.

Эжен


1 Заметь (лат.).
2 Делакруа увековечил сцену аудиенции в знаменитой картине «Султан Марокко, окруженный телохранителями» (Робо, 927), выставленной в Салоне 1845 г. Ныне хранится в музее Тулузы.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Битва при Пуатье

Минарет в исфахане. XI-XII вв.jpg

Хиральда - бывший минарет мечети, построенной в XII веке.jpg






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.