Теофилю Торе 1

28 января 1836

Милостивый государь!

В соответствии с письмом от 20 декабря минувшего года, которое я имел честь получить от Вас, посылаю перечень произведений, которые я публично выставлял, с указанием дат их создания. Полагаю, этими сведениями можно и ограничиться; больше ничего я не могу Вам сообщить, поскольку в моей биографии нет ничего такого, что было бы интересно для публики.

Выставка 1822 г.: «Данте и Вергилий, которые переправляются через реку, окружающую стены адского города Дит».

1824: «Резня на Хиосе». Отчаявшиеся греческие семейства ждут смерти либо рабства. На той же выставке: небольшая картина, представляющая «Tacco в больнице Св. Анны в Ферраре», где он был заключен вместе с сумасшедшими.

1827: «Император Юстиниан, диктующий свой кодекс», предназначено для украшения залов Государственного совета.

«Христос в Гефсиманском саду».

«Греция на развалинах Миссолунги».

«Смерть дожа Фальеро».

«Доктор Фауст у себя в кабинете» в момент, когда перед ним является Мефистофель.

«Сарданапал», осажденный во дворце взбунтовавшимися подданными, велит умертвить своих жен и бросается в огонь, где горят его сокровища.

1828: Для галереи Пале-Рояля: «Кардинал Ришелье служит мессу в окружении своих гвардейцев».

1829: «Арденнский Вепрь, взявший приступом замок лъежского епископа, во время оргии велит привести его». (Эта картина находится в галерее монсеньора Орлеанского, наследника престола.)

«Бой Гяура и Паши» (по лорду Байрону).

В 1828 году в роскошном издании вышла в свет серия литографий к «Фаусту» Гёте вместе с новым переводом. Гёте с похвалой писал об этом издании в литературно-художественной газете, которую он сам редактировал.

1830: «Битва при Пуатъе и пленение короля Франции Иоанна». (Эта картина была заказана герцогиней Беррийской.)

«28 июля. Свобода, ведущая народ». Аллегорическая картина об июльских событиях, выставлявшаяся в Салоне в 1831 г.

«Два тигра» — этюды в натуральную величину.

«Буасси д'Англа в Конвенте 2 прериаля» (эскиз).

1832: Я совершил интересное путешествие в Марокко, а также в наши африканские владения, из которого привез любопытные этюды. Во время путешествия я сделал серию из двадцати рисунков, посвященных тамошним костюмам и нравам, каковая является собственностью графа де Морне, в настоящее время французского посла в Швеции. Множество рисунков и акварелей, также являющихся плодом этого путешествия, принадлежат разным лицам, в частности князю Демидову.

В Салоне 1833 г. «Император Карл V в монастыре Св. Юста».

1834: «Портрет Рабле в рост» — для библиотеки его родного города Шинона.

«Битва при Нанси, смерть герцога Карла Бургундского» — для музея Нанси.

«Алжирские женщины у себя дома».

«Мельмот», сюжет взят из одного английского романа. (Для монсеньора герцога Орлеанского.)

1835: «Натчезы». Молодые дикарь и дикарка, спасающиеся от погони, достигли Миссисипи. Юная женщина только что в муках родила на берегу ребенка (по мотивам «Аталы» Шатобриана).

«Христос на Голгофе».

«Шильонский узник» (по лорду Байрону) для монсеньора герцога Орлеанского.

В 1833 г. министр внутренних дел г-н Тьер возложил на меня отделку Тронного зала в Палате депутатов. Эта весьма значительная работа почти завершена. Осталось сделать лишь гризайли в нижней части. В остальном зал уже в таком состоянии, что в день открытия сессии Палат в нем вполне можно принимать короля. 2

В этот перечень не включены многие полотна маленького размера, литографии и рисунки, равно как и незавершенные произведения.

Примите, милостивый государь, благодарность за проявление любезного интереса к этим подробностям, а также уверения в исключительном к Вам почтении.

Эж. Делакруа


1 Теофиль Торе-Бюргер (1807—1869) — публицист, с 1830 г. сотрудничал в газетах демократического направления, при Июльской монархии дважды был осужден по политическим мотивам, в 1848 г. основал вместе с Пьером Леру и Барбесом «Vrae Republique», после государственного переворота 1851 г. эмигрировал. Один из самых примечательных художественных критиков XIX в., он сотрудничал в «L'Artiste», «Siecle», «Constitutionnel», в 1844—1847 гг. писал знаменитые «Салоны», где проявил себя сторонником новых идей и горячим поклонником Делакруа.
2 Открытие сессии Палат имело место 29 декабря 1835 г. Король «задержался на минуту в Большом тронном зале, где обращают на себя внимание росписи, исполненные г-ном Делакруа» («Moniteur» от 30 декабря 1835 г.).

К содержанию главы.

Следующее письмо.


Эжен Делакруа. Лимб. (Роспись купола в Библиотеке Сената)

Эжен Делакруа. Богословие: Св. Иероним

Эжен Делакруа. Святой Михаил побеждает дьявола






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.