Теофилю Торе 1
28 января 1836
Милостивый государь! В соответствии с письмом от 20 декабря минувшего года, которое я имел честь получить от Вас, посылаю перечень произведений, которые я публично выставлял, с указанием дат их создания. Полагаю, этими сведениями можно и ограничиться; больше ничего я не могу Вам сообщить, поскольку в моей биографии нет ничего такого, что было бы интересно для публики. Выставка 1822 г.: «Данте и Вергилий, которые переправляются через реку, окружающую стены адского города Дит». 1824: «Резня на Хиосе». Отчаявшиеся греческие семейства ждут смерти либо рабства. На той же выставке: небольшая картина, представляющая «Tacco в больнице Св. Анны в Ферраре», где он был заключен вместе с сумасшедшими. 1827: «Император Юстиниан, диктующий свой кодекс», предназначено для украшения залов Государственного совета. «Христос в Гефсиманском саду». «Греция на развалинах Миссолунги». «Смерть дожа Фальеро». «Доктор Фауст у себя в кабинете» в момент, когда перед ним является Мефистофель. «Сарданапал», осажденный во дворце взбунтовавшимися подданными, велит умертвить своих жен и бросается в огонь, где горят его сокровища. 1828: Для галереи Пале-Рояля: «Кардинал Ришелье служит мессу в окружении своих гвардейцев». 1829: «Арденнский Вепрь, взявший приступом замок лъежского епископа, во время оргии велит привести его». (Эта картина находится в галерее монсеньора Орлеанского, наследника престола.) «Бой Гяура и Паши» (по лорду Байрону). В 1828 году в роскошном издании вышла в свет серия литографий к «Фаусту» Гёте вместе с новым переводом. Гёте с похвалой писал об этом издании в литературно-художественной газете, которую он сам редактировал. 1830: «Битва при Пуатъе и пленение короля Франции Иоанна». (Эта картина была заказана герцогиней Беррийской.) «28 июля. Свобода, ведущая народ». Аллегорическая картина об июльских событиях, выставлявшаяся в Салоне в 1831 г. «Два тигра» — этюды в натуральную величину. «Буасси д'Англа в Конвенте 2 прериаля» (эскиз). 1832: Я совершил интересное путешествие в Марокко, а также в наши африканские владения, из которого привез любопытные этюды. Во время путешествия я сделал серию из двадцати рисунков, посвященных тамошним костюмам и нравам, каковая является собственностью графа де Морне, в настоящее время французского посла в Швеции. Множество рисунков и акварелей, также являющихся плодом этого путешествия, принадлежат разным лицам, в частности князю Демидову. В Салоне 1833 г. «Император Карл V в монастыре Св. Юста». 1834: «Портрет Рабле в рост» — для библиотеки его родного города Шинона. «Битва при Нанси, смерть герцога Карла Бургундского» — для музея Нанси. «Алжирские женщины у себя дома». «Мельмот», сюжет взят из одного английского романа. (Для монсеньора герцога Орлеанского.) 1835: «Натчезы». Молодые дикарь и дикарка, спасающиеся от погони, достигли Миссисипи. Юная женщина только что в муках родила на берегу ребенка (по мотивам «Аталы» Шатобриана). «Христос на Голгофе». «Шильонский узник» (по лорду Байрону) для монсеньора герцога Орлеанского. В 1833 г. министр внутренних дел г-н Тьер возложил на меня отделку Тронного зала в Палате депутатов. Эта весьма значительная работа почти завершена. Осталось сделать лишь гризайли в нижней части. В остальном зал уже в таком состоянии, что в день открытия сессии Палат в нем вполне можно принимать короля. 2 В этот перечень не включены многие полотна маленького размера, литографии и рисунки, равно как и незавершенные произведения. Примите, милостивый государь, благодарность за проявление любезного интереса к этим подробностям, а также уверения в исключительном к Вам почтении.
Эж. Делакруа
1 Теофиль Торе-Бюргер (1807—1869) — публицист, с 1830 г. сотрудничал в газетах демократического направления, при Июльской монархии дважды был осужден по политическим мотивам, в 1848 г. основал вместе с Пьером Леру и Барбесом «Vrae Republique», после государственного переворота 1851 г. эмигрировал. Один из самых примечательных художественных критиков XIX в., он сотрудничал в «L'Artiste», «Siecle», «Constitutionnel», в 1844—1847 гг. писал знаменитые «Салоны», где проявил себя сторонником новых идей и горячим поклонником Делакруа. 2 Открытие сессии Палат имело место 29 декабря 1835 г. Король «задержался на минуту в Большом тронном зале, где обращают на себя внимание росписи, исполненные г-ном Делакруа» («Moniteur» от 30 декабря 1835 г.).
К содержанию главы.
Следующее письмо.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.