Главная > Переписка > Часть IV > 1836 год > Фредерику Вийо


Фредерику Вийо

20 июля [1836]
(Почтовый штемпель)

Вы очень много потеряли, любезный друг, оттого что я не сразу сел за ответ на Ваше милое письмо. Клянусь Геркулесом, я тотчас же схватился за перо, а радость, которую доставили мне Ваши добрые и любезные слова, 1 была так велика, что Вы, вне всякого сомнения, получили бы письмо на четырех страницах, написанных, пожалуй, еще убористей, чем Ваши. Но мне помешали, а я подобен Пти-Жану, 2 который терпеть не мог, когда его прерывают. Помеха эта имела следствием мое столь долгое молчание, но тем не менее повторяю еще раз, что Ваше письмо доставило мне величайшее удовольствие.

Оно пришло в минуту тоски и отчаяния и подбодрило меня. Одно из проявлений отчаяния состоит в том, что ты начинаешь считать свою профессию ненужной для тебя и для других. Лень, соединившись с мрачным настроением, окрашивающим все в черный цвет, отнимает у возможности работать главнейшую ее прелесть, каковая заключается в самой этой возможности. И ничто так не поднимает дух, как подтверждение, что кто-то высоко ценит искусство, от которого ты устал; тем-то и могут быть полезны диссертации по живописи, какими бы пустейшими и заурядными они ни казались непосвященным.

Вы, как обычно, недовольны своим здоровьем. Я по собственному опыту знаю, что это такое, и от всей души сочувствую Вам. Кому-кому, а мне известно, как ухудшение физического состояния наводит на печальные мысли, и тут уж не до того, чтобы браться за кисти. И тогда нужно отвлечься — беседой или интересной книгой. Я на здоровье не могу пожаловаться, даже наоборот, но зато должен пожаловаться на себя и на то, как бессмысленно трачу время. У меня начались мучения с декораторами. 3 Чего-то можно добиться, только если стоять у них над душой, а иначе дело не движется. Я хлопочу, суечусь, но толку никакого. Работу над «Битвой» 4 я прервал по многим причинам: во-первых, счел, что надо дать отдых голове, чтобы чего-нибудь не испортить, а кроме того, в мастерской у меня было чудовищно жарко, и я совершенно не мог работать. Начал «Медею», 5 она потихоньку проясняется; там посмотрим. А пока напишите мне, как теряете время Вы. Верьте, Вы доставите мне радость, а потому поговорите со мной обо всем, что мы любим, о добрых старых мастерах, наших утешителях и примерах для подражания, а главное, сообщите мне, что в деревне, на свежем воздухе Вы чувствуете себя лучше.

Примите уверения в моей искренней и преданной дружбе.

Эж. Делакруа


1 Относительно росписей Тронного зала в Палате депутатов.
2 Пти-Жан — персонаж из «Сутяг» Расина.
3 Имеются в виду художники-декораторы, занятые оформлением Тронного зала.
4 Речь идет о картине «Битва при Тайбуре» (Робо, 653), которая выставлялась в Салоне 1837 г. Ныне хранится в Национальном музее в Версале.
5 Картина «Медея» (Робо, 668) выставлялась в Салоне 1838 г. Ныне хранится в Музее изящных искусств, Лилль.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Задняя обложка работы Девериа.

Фауст и Мефистофель, скачущие вночи.

Делакруа. Фауст, соблазняющий Маргариту






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.