Министру внутренних дел
27 декабря 1836
Господин министр! В первоначальном плане отделки Тронного зала в Палате депутатов были учтены далеко не все сложности, которые выявились сейчас и которые встали предо мной, когда я вынужден был искать наилучшее решение. По первоначальному проекту предполагалась лишь роспись кессонов потолка и простенков между окнами. Длинный фриз, образованный фигурами, который теперь располагается над арками, не был предусмотрен проектом. Однако из-за количества этих фигур и их размеров объем работы увеличился почти вдвое, и на исполнение потребовалось значительное время. Прежде ниже лепки, поддерживающей потолок, находился карниз, оставлявший незначительное пространство, которое можно было заполнить лишь чисто декоративной арматурой. Было сочтено, что такое украшение имело бы тяжелый и уродливый вид, который еще подчеркивался бы крайней скромностью четырех изолированных фигур на потолке. Встал вопрос о том, чтобы полностью разрушить потолок и заменить его новым, росписи на котором были бы размещены удачнее и больше соответствовали бы назначению зала. Я предложил не разрушать и затем вновь восстанавливать потолок, а лишь убрать карниз, нависавший над дверными и оконными проемами. Мое предложение, поддержанное архитектором и одобренное г-ном Тьером, тогдашним министром общественных работ, было принято и осуществлено. Следствием этого была экономия средств, которые потребовались бы для реконструкции потолка, а к тому же деньги, израсходованные на его создание, не оказались бы потраченными впустую. Но согласно новому плану не предусмотренные ранее элементы оформления составили главную часть живописных работ, поскольку этот фриз содержит по меньшей мере от шестидесяти до семидесяти более или менее масштабных фигур. Могу признаться, что определенной компенсацией для меня за затраты времени, многократно превзошедшие и мои предположения, и даже требования министра, было удовлетворение от выполнения всего декора этого интерьера. Тем не менее, господин министр, я попрошу Вас соблаговолить рассмотреть вопрос об увеличении мне вознаграждения пропорционально увеличившемуся объему работ. Позволю себе также довести до Вашего сведения, что орнаменты, сопровождающие фигуры, были выполнены профессиональными декораторами 1 и значительные издержки на их исполнение пошли за мой счет. Стоимость золочения элементов орнамента также входит в эти мои затраты. Замечу также, что вознаграждение в 35000 франков, достаточно скромное и при первоначальном ограниченном объеме работ, оказывается совершенно ничтожным при соотнесении его с затратами времени, которые потребовались для осуществления окончательного проекта. Таким же оно окажется, если сопоставить его с вознаграждением, выплаченным впоследствии некоторым художникам за аналогичные работы. В качестве примеров могу привести роспись амфитеатра Школы изящных искусств, 2 отдельные работы в церкви Мадлен, 3 за каждую из которых было заплачено по 25000 франков, и другие. Имею честь, господин министр, оставаться Вашим почтительным, преданным и покорным слугой.
Эж. Делакруа
1 Профессиональные декораторы — такие, как, например, Сисери. См. далее письмо Гольтрону. 2 Роспись амфитеатра в Школе изящных искусств была заказана Полю Деларошу. 3 Работы в церкви Мадлен были заказаны Шнецу, Бушо, Абелю де Пюжолю, Кудеру, Синьолю, которые выполнили росписи в приделе, и Зиглеру, расписывавшему апсиду.
Предыдущее письмо.
Следующая глава.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.