Главная > Переписка > Часть VI > 1850 год > Гюставу Лассаль-Борду


Гюставу Лассаль-Борду

23 марта 1850

Дорогой Лассаль!

Я день ото дня медлил с ответом на Ваше милое письмо, за которое сердечно благодарен; дело в том, что я был поглощен обдумыванием сюжетов для росписей, которые мне предстоит выполнить в Сен-Сюльпис; да, милый мой, я еще не справился с этим; но, как Вы увидите, кое-что уже придумал.

Первым делом, вот что со мной приключилось. Речь шла о баптистерии, поэтому сюжеты подразумевались сами собой: крещение, первородный грех, искупление и т.д. Я испрашиваю на эти сюжеты одобрения у кюре и приступаю к полотнам. Три месяца спустя ко мне в деревню приходит письмо, из которого я узнаю, что крестильня находится не в той части, которую я должен расписывать, а при входе в церковь; из-за этой ошибки, которая Вам, так же как и мне, покажется, вероятно, непростительной, я весь сентябрь нахожусь в неизвестности. Негодование меня просто-таки подкосило; но, как бы то ни было, ничем другим я заниматься не мог. Однако, поскольку всему на свете приходит конец, мне сдается, что в конце концов нам будет поручена капелла Ангелов. Есть и подходящие сюжеты. Я еще выбираю между несколькими, но все они у меня уже примерно разработаны. На плафоне будет изображен архангел Михаил, повергающий дьявола. Вы приедете как раз вовремя, дорогой Лассаль, и надеюсь, нынешней весной мы выполним изрядную часть этого труда.

Теперь поговорим о Вас. Вы не сомневаетесь в участии, которое я принимаю в Вашем несчастье; этому Вашему Безолю не повезло. Представьте себе, что я так и не сумел вспомнить Ваш адрес и надпишу его по-старому. Если бы Вашему противнику был хоть вынесен подобающий приговор, Вы были бы избавлены от неприятностей, которые повлекли за собой Вашу новую болезнь. Надеюсь, что при обжаловании мое письмо Вам пригодится: судьям не нужно знать, что работа моя задержалась, и то, что Вы на столь долгое время лишены возможности трудиться, послужит им лишним основанием сурово покарать Вашего противника. Если сочтете нужным, я напишу Вам еще одно письмо для суда. Воспользуйтесь же пребыванием дома, чтобы хорошенько позаботиться о своем здоровье, и примите уверения в моей искренней дружбе и преданности. Надеюсь на скорую встречу.

Эж. Делакруа

<...>

[К письму приложена следующая записка:]

Я, нижеподписавшийся, Эжен Делакруа, исторический живописец, кавалер ордена Почетного легиона заявляю, что вследствие тяжелого недомогания моего коллеги, исторического живописца г-на Лассаль-Борда, я оказываюсь в крайне затруднительном положении в части работ, которые были мне поручены частными лицами, правительством и городом Парижем. Поскольку я привык к содействию г-на Лассаль-Борда во всех работах такого рода, отсутствие его в тот момент, когда его помощь была наиболее необходима, принесло мне двойной ущерб. Хотя несчастный случай, жертвой которого он стал, пробудил во мне справедливое негодование и огорчение, но ради исполнения взятых на себя обязательств и во избежание крупных денежных потерь мне пришлось все же привлечь к своей работе другого человека, между тем как участие в ней именно г-на Лассаль-Борда несравненно бы ее облегчило. Вследствие того, что я был вынужден на это пойти, работы, начатые другим помощником, должны быть продолжены его же рукой, а потому г-н Лассаль за полгода потеряет заработок в размере 500 франков ежемесячно, которые он получил бы от меня в качестве гонорара, поскольку именно такой срок требуется мне для исполнения работы.

Но это далеко не единственный ущерб, который будет нанесен его интересам. Правительство заказало г-ну Лассаль-Борду историческое полотно на сумму 6000 франков. Невозможность завершить эту картину в должный срок и представить ее к открытию ближайшей выставки 1 неизбежно лишает художника возможности получить в этом году другой, еще более важный заказ и откладывает этот заказ на неопределенный срок. Выставка для художника — нечто вроде поля битвы: отсутствовать на ней значит потерять очень многое; именно на выставках можно заработать репутацию и получить награду. По всей видимости, за золотой медалью, которую г-н Лассаль получил на предыдущей выставке, должна была в нынешнем году последовать новая медаль; об этом свидетельствуют достоинства картины, которую он предназначал для выставки.

Я тем более опечален этим непоправимым опозданием и несчастным случаем, бывшим тому причиной, что талант г-на Лассаль-Борда является единственной опорой его семьи. Надеюсь, что соображения, которые я почитаю своим долгом здесь изложить, будут в глазах судей иметь все то значение, какое я им придаю; надеюсь, что они будут приняты с той благожелательностью, коей заслуживают талант и душевные качества г-на Лассаль-Борда.

8 февраля 1850

Подпись: Эж. Делакруа


1 Картина «Мученичество семи братьев Маккавейских» все же фигурировала в Салоне 1850 г., который открылся только 30 декабря.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Русская мебель XVIII. Крупная позолоченная резьба

Русская мебель. Стол конец 19 века

Русская мебель второй половины XVIII - начала XIX века






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.