Главная > Переписка > Часть VI > 1856 год > Теофилю Сильвестру


Теофилю Сильвестру

1 ноября [1856]

Милостивый государь!

Я приехал из деревни и с превеликим удовольствием прочел Вашу новую статью; 1 благодарю Вас за то, что Вы так верно написали о предрассудках относительно рисунка и цвета. Вы утверждаете, будто в те времена, когда я начинал, я давал уроки, но я всегда испытывал страх перед профессией учителя и никогда этим не занимался; у меня всегда хватало чувства порядка, чтобы не страдать от стеснительных обстоятельств, в которых я пребывал; я не видел никаких причин для сетований и в теперешнем своем состоянии почитаю себя одним из счастливейших людей на свете. Всевозможные превратности судьбы и нападки критиков не слишком задевали меня. Куда более чувствителен я был к мигреням, которые время от времени случались у меня, но с годами стали ослабевать. Считаю, что булавочные уколы судьбы лишь учат еще больше ценить покой, которым я наслаждаюсь. Более того, они открыли мне преимущества моих занятий, не дав преждевременно предаться рассеянной жизни и начать появляться в свете раньше, чем мне могло там по-настоящему понравиться.

По привычке историка всегда связывать творчество и характер художника Вы приписываете мне тяжелое детство; напротив, детство мое было самым счастливым благодаря положению родителей, а также моему собственному нраву. Девять лет, проведенные мною в коллеже, для меня отнюдь не были унылы: там я приобрел вкус к прекрасным творениям античности, которые и посейчас ставлю превыше всего. Небольшие неприятности, испытанные мною в определенный период, случаются в жизни любого человека, и я, слава Богу, не стал из-за них ни кривым, ни безруким.

Вот и все, что я хотел сказать, возможно чересчур пространно, о Вашей статье если не в назидание публике, то хотя бы Вам. И еще раз сердечно благодарю за то, что Вы так благосклонно пишете обо мне. Я никогда не просил ничего подобного ни у кого, даже у Вас, но все равно, я к этому очень чувствителен.

Всецело Ваш

Эж. Делакруа

Я распечатал письмо, чтобы сказать, что, несмотря на погрешности, я очень доволен «Резней на Хиосе» и «Свободой»: впечатление от них поразительное. Я был бы крайне признателен, если бы Вы смогли прислать мне по одному или по два экземпляра каждой. «Алжирские женщины» не так хороши. Причина — трудно передать рефлексы.


1 Статья о Делакруа с фотографиями и репродукциями его картин, гравированными на дереве. В 1856 г. она была переиздана Бланшаром без репродукций.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Рийксмузеум, Амстердам

Портрет Фредерика Шопена

Из собрания Рийксмузеума, Амстердам






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.