Главная > Переписка > Часть VI > 1858 год > Констану Дютийе


Констану Дютийе

8 августа 1858

Милостивый государь и друг, только что прочел Ваше письмо, написанное около месяца тому назад. Прошу Вас простить мне невольное опоздание, с которым я отвечаю. Я вернулся из Пломбьера, куда ездил опять — без особой веры в целительные свойства его вод, а просто затем, чтобы пожить на свободе, на свежем воздухе вдали от забот. Несмотря на некоторые неприятности я недурно отдохнул, но стоило мне приехать в Париж как ко мне вернулось прежнее самочувствие: вместо того, чтобы питаться так же, как все добрые люди — в Пломбьере я именно так и поступал, — здесь я вновь сел на голодную диету, к этому понуждает меня работа. Словом, не могу сказать, что поправился и доволен своим здоровьем; впрочем, сомневаюсь, чтобы в недалеком будущем такое со мной случилось.

Вам угодно знать мое мнение касательно реставрации Рубенса. 1 В целом операция, на мой взгляд, проделана недурно и даже более того, если учесть то, как обычно производится снятие лака с картин. Достигнутый результат таков: когда лак был окончательно снят, особенно со светлых участков картины, открылась, как и следовало ожидать, свежесть тонов. Желторотые юнцы-живописцы, воображающие, что достаточно писать жирно и с помощью битюма придавать полотнам то, что именуется у них теплым тоном, были, надо думать, озадачены. Отныне выяснилось, что можно быть приверженцем горячего колорита и в то же время изображать натуру в присущих ей красках. Единственное затруднение, встречающееся в этой работе, вытекает несомненно из манеры, в которой выполнены картины. Вероятно, Рубенс довольствовался слегка протертыми тенями. Эти тени и лессировки, нанесенные прозрачными тонами, потемнели. Со временем пожелтение лака распространилось также и на светлые краски и в каком-то смысле связало освещенные участки картины с затененными. В настоящее время пропорция нарушена, то есть тени слишком темны, а освещенные места – точь-в-точь как задумал художник – сияют так ярко, что в картинах появилось нечто металлическое, монотонное именно из-за однообразно темного тона затененных частей полотен. Но такое впечатление оставляют почти все картины, с которых снимают лак. Остается пожелать, чтобы к лаку вообще никогда не прибегали. Наши наследники получили бы тогда несомненно более верное представление о нашей живописи; но как удержаться от желания дать современникам наиболее лестное представление о себе и своем творчестве?

Я бесконечно признателен Вам за память обо мне! Искренне благодарю за Вашу дружбу, которая находит во мне полную взаимность. Года бегут, и такая привязанность, какую Вы ко мне питаете, встречается все реже и реже, а между собратьями по профессии она и вовсе уникальна. Искренне и всецело преданный Вам

Эж. Делакруа


1 Реставрация серии картин Рубенса («Жизнь Марии Медичи») в Лувре, произведенная Вийо, вызвала скандал. Вийо был вынужден уйти из реставрационной мастерской Лувра и перейти на административный пост.

Предыдущее письмо.

Следующее письмо.


Еврейская свадьба в Марокко.

Задняя обложка работы Девериа.

1852. Иванов А.И. Итальянский пейзаж.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.