1860 год.

Делакруа не желал смириться со столь болезненным для него провалом в Салоне 1859 года. Воспользовавшись тем, что Франсис Пти организует в галерее Мартине на Итальянском бульваре выставку современных художников, он отправляет туда шестнадцать картин, относящихся к разным периодам творчества, которые с этой целью заимствует на время у их владельцев.

Все стили и направления творчества Делакруа оказались представлены большинством лучших его полотен. Хвалы Теофиля Готье, Поля де Сен-Виктора, Шарля Бодлера, Закари Астрюка залечили прошлогодние раны и убедили художника в том, что он сохранил своих прежних поклонников, а также завоевал себе новых из числа молодежи.

Здоровье Делакруа по-прежнему весьма хрупко. Однако наступает улучшение, которое позволяет ему в марте возобновить работу в церкви Сен-Сюльпис. В мае он вновь вынужден прерваться. Делакруа едет передохнуть в Шанрозе и в июне возвращается в Париж. Надеясь, что морской воздух укрепит его силы, художник около 15 июля отправляется в Дьеп, но через две недели дурная погода и простуда изгоняют его оттуда. Ему приходится вернуться в Шанрозе, и здоровье его хуже, чем до поездки.

После полутора месяцев отдыха силы его несколько восстанавливаются. Он желает во что бы то ни стало завершить работу в церкви Сен-Сюльпис. До 20 ноября (дата переезда Делакруа в Париж) перед нами предстает трогательное и трагическое зрелище: старый, больной, почти умирающий художник с чудовищным напряжением собирает все силы. «Каждое утро меня будят в пять к первому поезду. Часов в восемь я принимаюсь за работу; днем еду назад, стараясь не работать слишком долго, вопреки яростному желанию не отрываться от труда. В Шанрозе возвращаюсь в три часа. Рано обедаю, рано ложусь». При таком распорядке дня здоровье ему не изменяет. Счастье от труда берет верх над всеми соображениями. «Работа так влечет меня, что я мчусь, как молодой здоровый человек мчится к возлюбленной». Перебравшись в Париж, художник по-прежнему ежедневно бывает в церкви Сен-Сюльпис.

Содержание:

Альфреду Эмильену Ньеверкерку - 15 февраля 1860.
Жозефине де Форже - 3 марта 1860.
Теодору де Банвилю - 4 апреля 1860.
Закари Астрюку - 10 апреля 1860.
Огюсту Ламе - 18 апреля 1860.
Луи де Швитеру - 30 апреля 1860.
Теофилю Готье - 11 мая 1860.
Луи Буланже - 14 мая 1860.
Префекту департамента Сена - 21 мая 1860.
Огюсту Ламе - 25 мая 1860.
Жозефине де Форже - 26 июля 1860.
Огюсту Ламе - 13 августа 1860.
Жозефине де Форже - 14 августа 1860.
Пьеру Андрие - 25 августа 1860.
Антуану Беррье - 11 сентября 1860.
Огюсту Ламе - 2 октября 1860.
Антуану Беррье - 14 октября 1860.
Полю Юэ - 30 октября 1860.
Жорж Санд - 25 ноября 1860.
Адольфу Тьеру - 3 декабря 1860.
Антуану Беррье - 4 декабря 1860.
Огюсту Ламе - 26 декабря 1860.
Министру государственных имуществ 1860.

Предыдущая глава.

Следующая глава.


Кораблекрушение Дон Жуана

Эжен Делакруа. Зеленая дверь.

Поэзия: Орфей.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.