Шарлю Бодлеру
Шанрозе, 8 октября 1861
Милостивый государь!Я некоторое время отсутствовал в Париже и лишь по возвращении 1 увидел Вашу бесконечно благожелательную и столь оригинальную, как, впрочем, все, что Вы пишете, статью 2 о моих росписях в Сен-Сюльпис. Искреннейшее благодарю Вас и за похвалы, и за сопутствующие и подтверждающие их размышления о таинственном воздействии линии и цвета, которое, увы, ощущают лишь немногие посвященные. Эта музыкальная и прихотливая проблема ничего не значит для большинства людей, которые рассматривают картину, как путешествующие англичане смотрят страну, то есть уткнувшись носами в «Путеводитель для иностранцев», дабы узнать в точности, сколько страна производит зерна, других сельскохозяйственных продуктов и т.д. Примерно так же пытаются воспринимать живопись и почтеннейшие критики, берущиеся потом растолковывать ее. Все, что в точности не раскладывается по полочкам, их совершенно не устраивает. Перед картиной, которая ничего не демонстрирует и лишь доставляет наслаждение, они чувствуют себя обокраденными.Два месяца назад Вы писали мне и спрашивали насчет способа, какой я использую при стенных росписях, но я не знал, куда Вам ответить. Сегодня я решился послать Вам благодарственное письмо в редакцию «Revue».Примите мои искренние уверения в дружбе и благодарности.
Эж. Делакруа
1 В Ожервиль.2 Статья была опубликована в «Revue fantaisiste» 15 сентября 1861 г. и перепечатана в «Art romantique» (кроме вывода о противопоставлении рисунка и цвета, который перенесен в заглавную статью, напечатанную там же).
Предыдущее письмо.
Следующее письмо.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.