Часть I.

Детство и отрочество (1804-1821)

Годы молодости оказались для Делакруа чрезвычайно суровыми. Семи лет он потерял отца, бывшего префектом департамента Жиронды и скончавшегося в Бордо 4 ноября 1805 года. Он вернулся в Париж вместе с матерью, оказавшейся после смерти мужа в чрезвычайно трудном материальном положении; окончательно разорившись, она умерла 3 сентября 1814 года. Жила она в доме 114 по Университетской улице. Опекуном осиротевшего Делакруа стал его старший брат Шарль, полковник кавалерии и адъютант принца Евгения. Но этот лихой кавалерист был начисто лишен качеств, необходимых главе семьи, и к тому же не жил в Париже. Эжена приютили его зять и сестра Анриетта — г-н и г-жа де Вернинак; с ними он и поселился в доме на Университетской улице. В 1806 году он был принят в Императорский лицей (ныне лицей Людовика Великого). В 1814—1815 годах он провел там последний учебный год, а в октябре 1815-го, когда его призвание окончательно определилось, поступил в мастерскую живописца Пьера Герена; в 1816 году его зачислили учеником в Школу изящных искусств.

В сентябре 1819 года его сестра и зять, не имея средств для дальнейшей жизни в Париже, уехали в поместье — лес Буакс в 22 километрах к северу от Ангулема, — которое принадлежало семье Делакруа и которое они вознамерились сделать доходным. Там они окончательно разорились. В 1828 году умер г-н де Вернинак. Г-же де Вернинак пришлось зарабатывать на жизнь себе и своему сыну Шарлю в качестве компаньонки. До совершеннолетия Эжен очень скромно жил в Париже — сперва с сестрой и зятем, затем один; он располагал едва полуторами тысячами франков в год. Лето и осень он проводил в лесу Буакс у Вернинаков и в замке Кроз близ Суйака в Перигоре, на родине Вернинаков. Упомянув еще имение Вальмон под Феканом, принадлежавшее одной из теток Делакруа, где он живал с самого детства, мы очертим рамки, в которых протекала юность художника.

Письма Делакруа 1813—1821 годов дают нам ясное представление о его молодости — трудной, бедной, безрадостной. Сирота с пятнадцати лет, живший со значительно более старшей сестрой, которая не любила его и которой была чужда теплота, столь необходимая его нежному сердцу, ранимый этой бездушной сестрой, не понимавшей его страстной тяги к поэзии, искусству и красоте, он отличался еще невероятной застенчивостью, проистекавшей, вероятно, из физической хилости и слабого здоровья. Делакруа обратил свои подавляемые чувства на друзей и живопись: он полюбил их — нет, не страстно, это слишком слабо, а неистово. Дружба у него напоминала скорее любовь, и если он обожал живопись как любовницу, то чувство, которое возбуждали в нем иные из друзей, выходило, казалось, за пределы простой дружбы.

Именно в эти юношеские годы и сформировались дружеские привязанности художника, которые он сохранил на всю жизнь. В письмах той поры постоянно повторяются несколько одних и тех же имен: Аллар, лицейский однокашник, оставшийся для художника лишь товарищем; Луве, сын автора «Фобласа», тоже только товарищ; но особенно часто Пьерре, ставший другом и наперсником, Феликс и Луи Гиймарде, сыновья бывшего члена Конвента и посла в Мадриде, и Ремон Сулье — четверка неразлучных героев новогодних пирушек, которые поочередно устраивались у каждого из них. Это были славные малые, оказавшиеся людьми скромных возможностей и честно делавшие маленькую чиновничью карьеру. Делакруа не сразу отдал себе отчет в их посредственности: с него хватало собственного гения. Они, как в трагедии, служили ему наперсниками. Письма, адресованные им, предстают перед нами лишь как монолог (правда, только монолог нас и интересует), но зато какой монолог! Монолог Делакруа, в котором уже пробудился гений и которого пожирает пламя искусства и поэзии. Эти письма — уже фрагменты «Дневника», хотя и написанные не для последнего; это дневник его юности, годов, проведенных в коллеже, в мастерской Герена и в Школе изящных искусств. Они подводят нас к моменту окончательного формирования художника — к взрыву, которым стала картина «Данте и Вергилий» в Салоне 1822 года.

Содержание:

1804-1817 год.
1818-1819 год.
1820-1821 год.

Предыдущая часть.

Следующая часть.


Цветы

Эпизод «Корсар» Лорда Байрона

Убийство льежского епископа






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.