Главная > Страницы жизни > Между двух революций


«Смерть Марата»
«Второе мая 1808 года»

Революционные события запечатлены в творчестве многих художников, но каждый описывал их по-разному, руководствуясь в своей работе собственными политическими предпочтениями.

Делакруа выразил в «Свободе на баррикадах» чаяния многих своих соотечественников. В эпоху Реставрации французам казалось, что все жертвы Великой французкой революции и империи оказались напрасными. В е 1830 года недовольство режимом Бурбонов достигло пика. Парижане восстали и овладели столицей. Во Франции была установлена так называемая Июльская монархия. «Священные дни парижского Июля! — восклицал Генрих Гейне. — Вы всегда будете свидетельствовать о врожденном благородстве человека, которое вовеки не удастся искоренить. Тот, кто пережил вас, не рыдает больше над старыми могилами, но полон радостной веры в воскресение народов».

Виднейший представитель неоклассицизма Жак Луи Давид, бывший непосредственным участником Великой французской революции 1789 года, откликнулся на нее гораздо менее эмоционально, нежели это сделал Делакруа в рассматриваемом нами шедевре. В революции Давид усмотрел возрождение «золотого века» Римской республики. В своей «Смерти Марата» (1793) он оставляет «за кадром» саму сцену убийства, создавая вместо этого бессмертный образ высокой жертвенности и служения народу. Позже Давид, поначалу пылкий приверженец Робеспьера, изменил свое отношение к революции и стал преданным последователем Наполеона, доверившего ему запечатлеть для вечности «славные победы» имперской Франции.

Эти победы оплачивались многочисленными бедами других европейских народов. В 1808 году войска Наполеона оккупировали Испанию. Великий испанец Франсиско Гойя сохранил место придворного художника при дворе французского узурпатора Жозефа Бонапарта. В 1814 году, после возвращения на трон законного короля Фердинанда VII, мастер постарался искупить свою вину, создав два полотна, воспевающие героическую борьбу испанских повстанцев против французских оккупантов, — «Второе мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года». Драматизм и романтическая эмоциональность этих картин сближает Гойю с Делакруа.

Вверху: Картина Давида «Смерть Марата» (1793). Убитый вождь революционеров написан с холодной академической сдержанностью.

Внизу: «Второе мая 1808 года» (1814) кисти Гойи описывает драматические события, связанные с восстанием жителей Мадрида против французских захватчиков.


Эжен Делакруа. Атилла попирает Италию и Искусства. (Деталь)

Алжирские женщины

Мадемуазель Роза






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.