1827 г.395 х 425 см, Лувр, ПарижЭта (вероятно самая романтическая) картина Делакруа вызвала бурный протест критиков, обвинивших художника в эротомании и смаковании жестокости. Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона «Сарданапал» (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа. Сарданапал пытался подавить бунт, но безуспешно. Тогда он решил покончить жизнь самоубийством, превратив свой трон в погребальный костер. Делакруа сознательно заменил трон роскошным ложем и несколько изменил байроновский сюжет.На картине Сарданапал перед тем, как совершить самоубийство, приказывает убить у него на глазах любимого коня и женщин из своего окружения, а также уничтожить все его сокровища. В каталоге Салона Делакруа отметил, что созданный им образ Сарданапала должен стать суровым предупреждением для всех тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели. При этом современники находили, что Сарданапал у Делакруа выглядит слишком спокойным и вовсе не страдает от угрызений совести, а скорее наслаждается затеянным им кровавым спектаклем.
Расслабленная поза и спокойное выражение лица показывают, что царю нравится устроенный им кровавый спектакль.
Любовница царя перед их совместным самоубийством подает ему поднос с кувшином вина и кубком.
Охваченная огнем башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему царству, которое погибает у него на глазах.
Слоны в древние времена считались знаком власти. Но клыки этих, вырезанных на ложе, слонов обломаны. Тоже очевидный символ.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.