1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Четверг, 1 января

Как это всегда бывает, я не вынес из веселого праздника св. Сильвестра, который устроил наш Пьерре, ничего, кроме глубокой меланхолии; эти кошачьи концерты, особенно эти трубы и рожки, способны только вызывать печаль о том, что время уходит, вместо того чтобы весело готовить нас к тому, что наступает. Это самый печальный день в году, я говорю о сегодня; вчера год еще не был закончен. Эдуард провел вечер с нами. Я снова увидел Губо; мы поделились школьными воспоминаниями. Многие уже сделались мошенниками или развратились.

Воскресенье, 4 января

Несчастный, можно ли создать что-нибудь великое, вечно соприкасаясь со всей этой пошлостью? Думать о великом Микеланджело, питать себя великими и строгими красотами, которые насыщают душу! А я все отрываюсь от их изучения ради пустых развлечений. Ищи одиночества! Если твоя жизнь будет размеренной, здоровье не пострадает от твоего затворничества.

Вот что писал Микеланджело у порога могилы: «Несомый легкой лодкой по волнам бурного моря, я заканчиваю путь моей жизни; я причаливаю к той общей для всех гавани, где каждый должен дать отчет в добре и зле, совершенном им. О, я очень хорошо сознаю, что это искусство, которое было тираном и идолом моего воображения, вводило меня в заблуждение, ибо все здесь не что иное, как обман. Мечты влюбленности, пустые и сладкие грезы воображения, во что обратитесь вы теперь, когда я приближаюсь к двойной смерти, одной несомненной и другой, угрожающей мне? Нет, ни скульптура, ни живопись не могут насытить душу, обратившуюся к божественной любви и охваченную священным огнем». (Стихи, которыми заканчивается сборник его стихотворений.)

Понедельник, 12 января

Сегодня утром свидание с Раймоном Вернинаком, чтобы встретиться с г. Вутье, возвратившимся из Греции, где он отличился и куда скоро вернется снова. Это красивый человек, у него наружность грека; его лицо изрыто оспой, глаза у него маленькие, но живые, он кажется полным энергии. Он сотни раз, все с новым восхищением, наблюдал, как греческий солдат, опрокинув врага и подмяв его под ноги, восклицает в энтузиазме: «Тито Элевтерия!» При осаде Афин, где греки производили работы на расстоянии пистолетного выстрела от стен, он не дал одному солдату убить турка, появившегося в амбразуре стены, так был поражен красотой его головы.

Резня в Хиосе в продолжение месяца. В конце этого месяца капитан Георгий Ипсара со ста сорока людьми поджег турецкий адмиральский корабль. Погибли почти все главные офицеры и сам капитан — паша. Греки остались живы и невредимы. Одно судно, на котором из Кандии в Константинополь везли голову храброго Баллеста, французского офицера, пристало к Хиосу и выставило напоказ свой страшный трофей. Корабль был подожжен, и голова храброго Баллеста нашла достойную могилу.

После завтрака с Раймоном Вернинаком и г. Вутье зашел в Люксембург. Вернулся в свою мастерскую, полный воодушевления и, когда Елена пришла позже, я тут же набросал несколько групп для моей картины. К несчастью, она похитила у меня часть энергии этого дня.

Вечером Димье1 угощал нас пуншем у Бовилье.

В минувший вторник, 6 января, обедал у Ризенера с Жакино и дочерью полковника, его брата. Черты ее лица нельзя назвать красивыми, но я искренне хотел бы надолго сохранить впечатление от ее итальянского облика, особенно от этого чистого цвета лица (хотя, в сущности, красоты в нем нет) и от этой четкости форм. Я подразумеваю ту чеканность черт, ту упругость кожи, какая бывает только у молодых девушек. Это драгоценное воспоминание надо сохранить для живописи, но я уже чувствую, что оно ускользает от меня.

Вчера, в воскресенье, 11-го, обедал у любовницы Леблона; ни малейшего впечатления вульгарности.

Итак, сегодня, в понедельник, 12-го, я приступаю к своей картине.

Воскресенье, 18 января

Обедал сегодня у Лелиевра с Эдуардом и Лопесом. Милые, превосходные люди. Длинный спор об искусстве и, в частности, большие усилия заставить понять достоинства Рафаэля и Микеланджело.

Сегодня Эмилия Робер.

Вчера, в субботу, и позавчера, в пятницу, частью написал, вернее подготовил, женщину первого плана. Леблон заходил ко мне в мастерскую.

Вчера вечером Дон-Жуан в исполнении Цукелли.

В пятницу провел вечер у Тореля.

Был Прово, натурщик, во вторник, 13-го: я начал голову умирающего на первом плане. На следующий день, в среду, и в четверг, 15-го, вечером, у г-жи Лелиевр с Эдуардом; она пригласила меня обедать на сегодня...

На этих днях я прочел в Журналь де Деба по поводу одного сочинения, подписанного псевдонимом Филемнестр и трактующего о самых разнообразных вещах, что один английский судья, желая прожить как можно больше, расспрашивал всех встречавшихся ему стариков относительно их режима и образа жизни, причем оказалось, что их долголетие не зависело непосредственно ни от пищи, ни от воздержания от напитков. Единственным устойчивым показателем для всех было раннее вставание, и, главное, чтобы, раз проснувшись, не засыпать снова. Очень важная вещь.


1 Димье (Dimier) Абель (1797—1864) — скульптор, антиквар.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

1823 год


Маргарита в церкви.

Делакруа. Дуэль Фауста и Валантена

Делакруа. Мефистофель встречает студента






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.