1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20
Понедельник, 12 апреля
Утром зашел к Сулье. Его самого не было. Я хотел взять его ящик с красками, чтобы пойти копировать Веласкеса.Был у Шампиона, оттуда — к себе в мастерскую. Лихорадка в работе. Переделал и переместил человека у лошади и человека на лошади. Полное увлечение. На минуту заходил Анри Шеффер, потом мой племянник. Вернулся к себе, чтобы переодеться. Был у Сулье.Мне пришла фантазия делать литографии животных, например, тигр на трупе человека, коршуны и т. д.Обедал у г. Гиймарде. Г-жа де Конфлан заходила вечером; она очаровательна. Экий я увалень, черт побери! Надо признаться, что моя жизнь изрядно заполнена; меня все время словно слегка лихорадит, и это предрасполагает к живому волнению. Она мне очень понравилась в своей круглой шляпе с маленькими перьями. Она как будто благоволит ко мне. Надо не забыть послать к ней торговца зонтиками,— завтра же, если возможно.Время, сражающееся с Хаосом на краю пропасти в день светопредставления. Стихи какой-то дамы.Надо сделать большой эскиз Ботцариса1: турки, пораженные и застигнутые врасплох, бросаются друг на друга.
Вторник, 13 апреля
Утром был у Сулье, взял его ящик с красками. Позавтракал с ним. Потом — к Веласкесу.По возвращении в мастерскую меланхолическое, или, скорее, печальное настроение. Работал над Дон-Кихотом.Пришел Пьерре; обедал с ним, проводил его жену к Пасторе. Был у Леблона. Закончил литографию. Заходил Дюфрен. Вернулся с Пьерре.Неуловимые состояния, овладевающие мною почти всегда по вечерам. Тихое философское удовлетворение, — почему я не могу удержать тебя! Я не жалуюсь на свою судьбу. Все же не мешает побольше здравого смысла, который учит мириться с неизбежным. Не следует откладывать до более благоприятного времени ничего такого, что я мог бы с удовольствием сделать теперь. Того, что мною сделано, нельзя будет отнять у меня. Что же касается смешного страха сделать вещь ниже того, что можешь сделать... вот это и есть главный грех! Это и есть убежище глупости, которое надо взять приступом. Несчастный смертный, ты ни на что не можешь полагаться: ни на память, которая изменяет тебе, ни на телесные силы, которые ничтожны, ни на изменчивость ума, который борется с этими впечатлениями, по мере того как они овладевают тобой. В глубине твоей души есть что-то, что постоянно твердит тебе: «Смертный, на краткий срок изъятый из вечной жизни, подумай, как драгоценны твои мгновения. Надо, чтобы твоя жизнь принесла одному тебе все то, что каждый из прочих смертных извлекает из своей». В конце концов я знаю, что хочу сказать... Думаю, что все в большей или меньшей степени действительно мучились этим.Димье был у Леблона: он уезжает в Египет...Дюфрен обещал мне Пангипокризиаду и стихи Ламартина.Вторник, 13 апреля. Сегодня утром Веласкес. Помешали, У дяди. Обедал с ним.Вечером Пьерре. Он принял решение стать портретистом: он прав. Начиная с будущего месяца, он будет каждый день по утрам приходить в мою мастерскую.
14 апреля
Утро за Веласкесом. Заново начал голову, которая была слишком велика по корпусу. Прервал, чтобы пойти завтракать, и хорошо сделал. После этого я проработал до четырех с половиной часов. Заходил Леблон.Обедал у Руже. Вернулся к себе, чтобы переодеться для оперы. Зашел к Пьерре, который зовет меня завтра на обед. Слишком большая толпа на этом концерте; вечер провел у г-жи Лелиевр. Карточные фокусы и т. д...
Четверг, 15 апреля
Утром ходил выбирать турецкий костюм к г. Жоб, что заставило меня опоздать на свидание с Еленой и Лорой.Сильно подвинул маленького Дон-Кихота и начал писать Джен Шор.Вернулся к себе. Сделал композицию Джен Шор для литографии. Пообедал у Лака и вернулся к себе.Читал «Le diable au corps» и немного поспал.В одиннадцать часов зашел к Людовику. Довольно занятно; это развлечение мне по сердцу. Там был Дюфрен. В первый раз видел Леборна.Аделина была очаровательна. Вернулся в три с половиной часа...
Суббота, 17 апреля
Утром в мастерской. Заходили Елена и Лора. Потом работал над Дон-Кихотом, позднее — над Джен Шор. На минуту был Фильдинг, затем Декэн. Обедал с Пьерре и, оставшись у него, начал рисунок Карла IX...
1 Ботцарис (Botzaris) Маркос (1789—1823) — греческий патриот, участвовавший в восстании 1820 года. Он участвовал во многих сражениях и затворился в крепости Миссолонги. Не желая сдаться, он проник ночью с тремястами повстанцев в турецкий лагерь, но пал, сраженный пулей в голову, успев собственноручно убить Мустафа-пашу Скутарийского.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.