1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Воскресенье, 9 мая

Уже девятое! Какая быстрота!

Около восьми часов я был в мастерской. Не найдя Пьерре, пошел завтракать в кафе Вольтер. Заходил к Комера, взять у него на время рисунки Пинелли.

Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты. Жизнь Наполеона полна сюжетов. Прочел стихи некоего г. Бельмонте1; хотя они и полны глупостей и романтики, все же они заставили еще сильнее работать мое воображение.

Моя картина принимает другой вид. Темное заменяет пестроту, которая в ней царила. Работал над фигурой сидящего в центре человека — писал с Пьерре. Меняю приемы.

Ушел из мастерской в половине восьмого. Обедал по дороге в аббатство в новом ресторане. Затем у кузины (Ламэ).

Вчера, в субботу, 8-го

Завтракал с Фильдингом и Сулье; затем — у Димье, чтобы посмотреть его древности: четыре вазы из великолепного алебастра и прекрасной работы, очень оригинальный саркофаг. Запомнить характер ног двух сидящих египетских статуй, которые относятся, по-видимому, к самой глубокой древности.

Затем у Кутюрье. Потом в мастерской; Пьерре был там. Я закончил кафтан человека в центре и на этом фоне написал лежащего на первом плане человека, выделив его светлым пятном, отчего все стало значительно лучше. Заходил Феликс.

Обедал с Пьерре. Сегодня вечером маленькая прогулка по Тюильри и обратно, к себе домой. Вернулся в половине двенадцатого.

Серенада Паера2 поразила меня сильнее всего остального.

Понедельник, 10 мая

С раннего утра в мастерской. Там же и позавтракал. Немного поработал над фигурой, написанной с Пьерре, над ногой лошади, над акварелью мамелюка, держащего лошадь под уздцы. На минуту заходил Фильдинг. Обедал на улице Месье-ле-Пренс. Зашел за Пьерре, чтобы идти к Шмиту, который еще не устроился. У него прочел отрывок из Гяура. Надо сделать на эту тему сюиту.

Прогулка в Тюильри. Встретил Феделя и др. Бульвары. У Жиго взял литографию Гро. У г. Гиймарде: Луи поправляется. Встретил, выходя, возвращающихся Феликса и Каролину. Они были у меня в мастерской. Приятные мысли.

Написать Гяура.

Принес от Феликса рисунок, который сделал для него.

Вторник, 11 мая

Итак, наступит время, когда меня уже не станут волновать ни мысли, ни чувства, ни желание поэзии, ни всякого рода излияния. Бедный Жерико! Я видел, как ты сошел в то тесное жилище, где нет даже снов. И все же не могу поверить этому.

Как бы я хотел быть поэтом! Но, по крайней мере, твори хоть в живописи! Сделай ее непосредственной и смелой. Сколько еще надо сделать! Займись гравюрой, если живопись тебе не удается, и пиши большие картины. Жизнь Наполеона — это эпопея нашего века для всех искусств. Но необходимо рано вставать. Живопись (я повторял себе это тысячу раз) имеет свои преимущества, присущие только ей одной. Поэт очень богат: вспоминай же, чтобы постоянно вдохновляться, некоторые отрывки Байрона; они мне очень по сердцу. Конец Абидосской невесты. Смерть Селима, его тело, уносимое волнами, и, главное, эта рука, приподнятая волной, набегающей на берег. Это действительно высокий образ и принадлежит только ему. Я воспринимаю эти образы в их живописном воплощении. Смерть Гассана в Гяуре. Гяур, созерцающий свою жертву, и проклятия мусульманина убийце Гассана. Описание опустевшего дворца Гассана.

Коршуны точат свои клювы перед битвой. Схватка воинов, сошедшихся вплотную; сделать одного, который, умирая, кусает руку врага.

Мазепа проклинает тех, кто привязал его к степному скакуну. Тут же замок, разрушенный до основания.

Сегодня утром в кафе Демар прочел отрывок, получивший премию Общества изящной литературы. Диалоги Фуше, Бонапарта и Карно; есть хорошие места, но также и шедевры глупости.

Работал у Фильдинга, над его Макбетом. В мастерской около полудня. Начал Битву Гассана с Гяуром.

Обедал у Руже. В пять часов. Нашел там Сулье. Гулял с ним около часа. В семь часов Леблон. Дюфрен не пришел. Пришел г. Ривьер.

Сегодня утром в «Пандоре» прочел следующий анекдот: один английский офицер во время войны с Америкой, находясь на аванпостах, увидел американского офицера на разведке, который казался таким рассеянным, что не заметил его, хотя и находился на близком расстоянии. Он берет его на мушку, но, приведенный в ужас мыслью выстрелить в человека, словно в цель, не спускает курка. Американец же пришпоривает лошадь и исчезает. Это был Вашингтон!

Среда, 12-го

В мастерской с девяти часов. Завтракал в кафе Демар. Потом у Сулье. Сулье приходил с г. Андрьюс. Конье пришел после трех часов; мне показалось, он остался очень доволен моей картиной. Ему кажется, говорил он, будто это начата моя старая картина. Как бы она понравилась бедному Жерико!.. Старуха, с широко раскрытым ртом, никакого преувеличения в глазах; находка в виде молодых людей в углу картины, наивных и трогательных. Он удивлен, что в настоящее время существует такого рода живопись, и т. д. По совести говоря, он мне очень понравился.

Обедал в половине седьмого на улице Лагарп. Пришел туда Фильдинг, и мы вместе пошли к нему домой. Я очень устал и поспал немного на постели Сулье. Вернулся в десять часов.


1 Стихи Бельмонте (Belmontet) Луи (1799—1879) — поэта и публициста бонапартистского направления. Делакруа говорит о сборнике элегий («Les tristes»), которые Бельмонте выпустил в 1824 году.
2 Паер (Раег) Фердинанд (1771—1839) — композитор и пианист.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Париж в огне

Автопортрет?

Рабочий






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.