1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Пятница, 26 марта

Встретил Эдуарда у Лопеса и вместе позавтракали в том же квартале, где его мастерская. Провел день в его мастерской. Обедал у Руже, а вечером — у г-жи Лелиевр; там же Торель и Ламэ.1

Суббота, 27 марта

С раннего утра в мастерской. Лопес. Приходил Пьерре. Обедал у него. Читал Горация. Жажда поэзии, но не в связи с Горацием. Аллегории. Мечты. Странное положение человека! Неисчерпаемая тема. Создавать, создавать!

Воскресенье, 28 марта

У Шеффера. В манеже. Писал серую лошадь. Обедал у Бордино. Вечером у Пьерре.

Понедельник, 29 марта

Утром за мной зашел Анри Шеффер. Завтракал с ним в его мастерской.

Оттуда зашел за Пьерре в министерство, затем смотрели диораму. Обедал и провел вечер у него. Сонливость и тяжесть.

Вчера, вторник, 30 марта

Утром у себя в мастерской.

Исправление печи заставило меня совершить прогулку в музей. Любовался Пуссеном, затем Веронезе, для чего влез на стремянку.

Попробовал переписать голову умирающего.

Вечером у Пьерре. Хороший вечер, проведенный в интересных разговорах. Вечером, вернувшись домой, получил посланье от Тиффио.

Среда, 31 марта

У Леблона. Возвращался вечером с Дюфреном; он заразил меня своим пылом. Говорили о Веронезе; он тоже изображает страсть.

Надо мало есть за обедом и работать по вечерам одному. Я думаю, что бывать время от времени в большом свете или просто в свете менее вредно для развития и умственной работы, что бы по этому поводу ни разглагольствовали так называемые артисты, нежели выдерживать их собственные посещения. Все их разговоры донельзя вульгарны; от них надо спасаться в одиночество, но жить следует в воздержании, как Платон. Это — средство сосредоточить свой энтузиазм на чем-либо одном, когда ежеминутно отвлекаешься куда-то в сторону и постоянно нуждаешься в обществе других. Дюфрен безусловно прав: то, что переживаешь наедине с самим собой, остается крепким и непорочным. Как бы ни было велико удовольствие делиться своими переживаниями с другом, надо объяснять слишком много оттенков; может быть, каждый их и чувствует, однако на свой лад, а это ослабляет у каждого впечатление. Раз он мне советует, да я и сам признаю необходимость побывать в Италии одному и жить одному, когда я там устроюсь, начнем теперь же привыкать к этому: отсюда проистекут и другие счастливые перемены. Вернется память, настоящее разумение и порядок...

Дюфрен говорил о Шарле,2 что в его манере нет настоящей непосредственности; бросается в глаза ловкость и приемы. Подумать об этом.

Четверг, 1 апреля

Утром был с Шанмартеном у Конье, где завтракал.

Видел маску, снятую с моего бедного Жерико. О, священное изображение! Мне хотелось поцеловать его. Его бороду, ресницы... А его необычайный Плот!3 Какие руки! Какие головы! Я не в силах выразить восторг, который он во мне вызывает.

Виделся с Феделем, у него. Потом у Ризенера. Обедал с ним. Вновь встретился с Феделем, когда собирался идти смотреть Итальянку в Алжире. Проспал весь вечер, точно больной.

Писать короткими и маленькими кистями. Избегать протирания маслом.

Мне захотелось сделать набросок с картины Жерико. Надо спешить со своей собственной. Какой великий образец! И какое драгоценное воспоминание об этом необыкновенном человеке!

Пятница, 2 апреля

Весь день в мастерской. Частью отделывал фон. Зашел Кутан. Он внушил мне желание посмотреть рисунки Демельместера.

Обедал у Руже, там видел Франсуа и Анри Вернинака и т. д. У Пьерре вечером. Сейчас я читаю Калеба Виллиамса.4


1 Ламэ (Lamey) Огюст — писатель, председатель суда присяжных в Страсбурге, муж двоюродной сестры Делакруа.
2 Шарле (Charlet) Никола-Туссен (1792—1845) — выдающийся французский живописец и график, особенно известный своими сценами из военного быта.
3 Имеется в виду картина Жерико «Плот Медузы» (1817, Лувр), которая на выставке в Салоне в 1819 году была воспринята как политический протест молодых романтиков против режима реставрации.
4 Годвин (Godwin) Вильям (1756—1836) — английский мыслитель и романист. Его роман «Вещи, как они есть, или Калеб Вилльямс» (1794) проникнут чувством протеста против современного ему английского общества с его противоречиями между крестьянством и аристократией.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Смерть Сарданапала

Марокканский альбом (Эжен Делакруа)

Эжен Делакруа. Портрет женщины в профиль. (Набросок)






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.