1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Суббота, 3 апреля

Был с Деканом у герцога Орлеанского, смотрел его галерею. В восторге от Жены разбойника Шнеца.1 Встретил Штейбена. Хочется сделать несколько маленьких картин, главным образом для того, чтобы купить что-нибудь на распродаже Жерико.

Вечером Джен Шор.

Воскресенье, 4 апреля

Все убеждает меня в необходимости еще более замкнуться в моем уединении. Самые лучшие и наиболее драгоценные мгновения моей жизни уходят на развлечения, которые, по существу, приносят только скуку. Возможность или ожидание этих развлечений начинает подрывать и тот небольшой остаток сил, который еще уцелел у меня от скверно проведенного накануне дня. Память, ни на чем не упражняясь, гибнет или слабеет. Я тешу свою потребность действовать бесполезными проектами. Тысячи ценных мыслей остаются бесплодными, ибо лишены продолжения. Они меня пожирают, они разоряют меня. Враг засел в крепости, в самом сердце; он на все накладывает руку.

Думай о благах, которые ты получишь вместо этой пустоты, ежеминутно уводящей тебя от самого себя: о внутреннем удовлетворении и ясной памяти, о хладнокровии, которое достигается правильной жизнью, о здоровье, которое не будет расшатываться постоянными уступками преходящим возбуждениям, в которые втягивает тебя чужое общество, о законченных работах, о постоянном труде.

Был у себя в мастерской. Пришел Шеффер, и я начал с него портрет. Пообедали вместе у Босси. Изредка это ничего. Плохо было в прошлом году с этой привычкой к званым обедам, к приемным дням, к ожиданиям их!

Вечером у г-жи Гиймарде, где узнал о новом несчастии с моей сестрой. Когда же, наконец, она обретет покой? С какими негодяями ей приходится иметь дело!

Достать себе Пангипокризиаду.2 Можно будет сделать к ней несколько рисунков. Также — ряд рисунков к Рене3 и к Мельмоту.4

Понедельник, 5 апреля

Утром виделся с Фильдингом по дороге к сестре. Встретил Дюфрена; затем у Жиго. В мастерской. Работал мало. Руже. Вечером у Пьерре.

Вторник, 6 апреля

Обедал у Сулье, там же Фильдинг. В мастерской Анри Шеффера. Начал у себя маленького Дон-Кихота. Обедал у Дюпона и был у Девериа.5

Стараться приблизиться к непосредственности маленького портрета моего племянника.

Среда, 7-го

Еще одна среда... а я почти не подвигаюсь вперед. Зато время бежит. Сегодня утром приходила Елена...

Работал над маленьким Дон-Кихотом. Вечером был Леблон, потом я пробовал литографировать. Несколько замечательных проектов в этом смысле. Шаржи в духе Гойи.

Основное и самое главное в живописи — это контуры. Если они есть, то живопись будет законченной и крепкой, даже если все остальное будет крайне небрежно сделано. Мне, больше чем кому-нибудь, надо следить за собой в этом смысле: постоянно помнить об этом и начинать всегда с этого.

Рафаэль именно этому обязан своей законченностью и часто также Жерико.

Бегло просмотрел все, что записывал до сих пор; очень жалею о пропусках. Мне кажется, что я еще остаюсь хозяином тех дней, которые я отметил здесь, хотя они и прошли; те же, которые не занесены на эту бумагу, исчезли, как будто их и не было.

В какие потемки я погружен? И неужели эта несчастная, хрупкая бумага должна в силу моей человеческой слабости стать единственным остающимся у меня памятником моего существования? Будущее темно. Прошлое, от которого не осталось следов, таково же. Я жаловался на то, что вынужден прибегать к этой записи, но зачем постоянно негодовать на свою слабость! Разве я мог бы прожить день без сна и пищи. Это относится к телу. Но мой ум и история моей души — неужели все это должно исчезнуть только потому, что тем, что может сохраниться, я не хочу быть обязанным этому принудительному записыванию. Наоборот, превосходное дело — обязательство ежедневно выполнять небольшой долг.

Одно какое-нибудь дело, постоянно и строго выполняемое, упорядочивает и все остальное в жизни; все вращается вокруг него. Сохраняя историю того, что я испытываю, я живу вдвойне; прошлое будет возвращаться ко мне; будущее всегда со мною.

Начать зарисовывать как можно больше моих современников. Много медалей, — это для нагой натуры. Людей нынешнего времени — в духе Микеланджело и Гойи. В духе Лемерсье, а не Шарле: чтобы был бич.

Прочесть Пангипокризиаду.


1 «Жена разбойника» — картина живописца Шнеца (Schnetz) Жана-Виктора (1787—1870), ученика Давида, Гро и Жерара. Шнец был директором Французской академии в Риме.
2 «Пангипокризиада» (Le spectacle infernal du XVI siecle») — сатирическая поэма писателя Лемерсье (Lemercier) Луи-Жана Непомюсена (1771—1840), члена Французской академии.
3 «Рене» — повесть Шатобриана (1805), составляющая вторую часть его сочинения «Гений христианства» (1802), в которой автор, как глава реакционного романтизма, ставит своей задачей дать апологию христианской религии, ее догматики, культа и художественного выражения. Повесть «Рене» носит автобиографический характер.
4 «Мельмот» — речь идет о первоначальном замысле композиции Делакруа его картины, известной под названием «Мельмот, или внутренний вид доминиканского монастыря в Мадриде», или «Публичное покаяние» (1831).
5 Девериа (Deveria) Ашиль (1800—1857) — живописец, рисовальщик, литограф и офортист, ученик Жироде. Обратил на себя внимание исторической картиной «Рождение короля Генриха IV» (1827), в которой некоторые готовы были видеть предвестие романтической исторической живописи. Позднее приобрел известность своими литографированными женскими головками и портретами.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Эжен Делакруа. Зеленая дверь.

Поэзия: Орфей.

Щедрин, Сильвестр Феодосиевич Итальянский пейзаж.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.