Главная > Дневник > 1834 год


1834 год

Без даты

Закат солнца. Небо голубое, светло-желтое около солнца; облака вблизи от солнца — немного рыхлой массой, а выше — словно хлопья шерсти; со стороны солнца они светло-желтые, а остальное — жемчужно-серое с желтоватым налетом. Выше и дальше от солнца, они — жемчужно-серые, без желтого; с просветами неба, которое кажется синим, хотя и очень светлым; облака поверху тут и там озарены по краю, как будто на все остальное накинута прозрачная завеса, сквозь которую виден блеск их краев.

Леда. Ее наивное изумление при виде лебедя, ласкающего ее лоно, покрывающего ее обнаженные и сияющие белизной плечи и бедро. Какое-то новое ощущение возникает в ее смущенной душе; она скрывает от подруг свою таинственную любовь. Есть что-то божественное в белизне этого лебедя: его шея нежно обвивает ее хрупкое тело, а клюв страстно и смело приникает к ее сокровеннейшим прелестям. Молодая красавица сначала только смущена и старается уверить себя, что это только птица. Нет свидетелей этой страсти. Лежа под тенью деревьев на берегу ручья, отражающего ее прекрасную наготу и омывающего прозрачной волной ступни ее ног, она просит ветер принести предмет ее страсти, не решаясь призвать его сама.

Без даты

Об авторитете, традициях и примере мастеров.

Они столько же опасны, как и полезны; они вводят в заблуждение или запугивают художников; они вооружают критиков страшными доводами против всякой оригинальности. Поистине странный способ поощрять искусство, предоставляя плохим или посредственным художникам возможность выставить три картины и запрещать талантливым выставить четыре.

Без даты

Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, — это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге. У Жироде, например, это встречается кое-где в его работах в силу того, что, точно воспроизводя модель, он хоть вкривь и вкось, но улавливает нечто от ее грации; однако выходило это у него как бы случайно. Применяя принцип, он не отдавал себе в нем отчета. X... кажется мне единственным, кто вполне понял и применял его. В этом вся тайна его рисунка. Самое трудное — делать как он, то есть применить это к изображению всего тела в целом.

Энгру удается это в изображении деталей рук и т.д. Без вспомогательных средств, помогающих глазу, этого невозможно было бы достигнуть, например, провести длинную линию и т.д.; приходится рисовать зачастую при помощи особого стекла и т.д. Все остальные художники, не исключая Микеланджело и Рафаэля, рисовали по внутреннему чутью, порывом, и достигали красоты в силу того, что она открывалась им в самой природе; но им оставался неизвестен секрет X...— точность глаза. Конечно, не в момент выполнения надо накладывать мерку, применять отвес и пр.; следует заблаговременно уже овладеть точностью, которая перед лицом природы сама собой придет на помощь неудержимому желанию отобразить ее. Уильки1 тоже знает этот секрет. В портретах он необходим. Когда, например, делаешь общую группу, то, располагая этим опытом, когда, если можно так выразиться, знаешь все линии наизусть, можно до известной степени геометрически воспроизвести их на картине. В особенности, в женских портретах. Тут необходимо начинать с фигуры в целом. Если же вы начнете с деталей, то у вас всегда получится грубо. Доказательство: если вы хотите нарисовать красивую лошадь и увлечетесь деталями, то контур никогда у вас не получится достаточно выразительным.

Без даты

Ясно различать отдельные плоскости, взаимно разграничивая их; располагать их в том порядке, в каком их выявляет освещение; прежде чем писать, установить те, которые имеют одинаковые валёры. Так, например, в рисунке на цветной бумаге накладывать блики извилистыми белыми мазками, затем проложить светлые места снова белым, но не так резко, далее — те полутона, которые дает сама бумага; потом первые полутона, сделанные карандашом, и т.д. Если по краю какого-нибудь плана, который вы точно обозначили, вы даете несколько больше светлого, чем в центре, вы тем самым подчеркиваете еще сильнее уплощенность или выпуклость. Именно в этом и заключается секрет моделировки. Сколько бы ни прибавлять черного, моделировки все же не получится. Отсюда следует, что и моделировку можно вести ограниченными средствами.


1 Уильки (Wilkie) Давид (1785 — 1841) — английский художник, писавший преимущественно жанровые сцены.

1832 год

1834-1835 год


Эжен Делакруа. Зеленая дверь.

Эжен Делакруа. Страницы из дневника.

Эжен Делакруа. Портрет Полин Вийо в мавританском костюме.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.