1- 2- 3- 4

Без даты

Сарданапал1.
Одеяние женщины на первом плане: на локальном тоне серо-белое, кассельская земля, или персиковая черная и т.д.
Для теней — битюм, кобальт, белая, золотистая, охра.
Основа полутона для тела — кассельская земля и белая.
Желтый полутон тела — охра и зеленая изумрудная.
Прибавить к обычным тонам тени на палитре — киноварь и золотистую охру.
Охра и зелено-изумрудная, красная камедь и желтая или индийская желтая и красная камедь — для лессировок и переписок.
Жженая камедь и белая — полутон для тела.
Подмалевывать тела в тени горячими тонами, такими, как жженая сиена, желтая камедь, индийская желтая, а проходить затем зелеными, такими, как охра и изумрудная. Также и светлые места давать горячими тонами — охрой и белой киноварью, желтой камедью и т.д., а проходить лиловыми, такими, как кассельская земля и белая жженая камедь и белая.

Не бояться, если тон тела сделается слишком белым из-за прибавки холодных тонов, снова открыто наложить горячие тона подмалевка, дабы вновь смешать их.

Если бы мы рассматривали жизнь как простой заем, мы были бы менее требовательны. Реально мы не владеем ничем; все лишь проходит через нас; богатство и т.д.
Кому я дал на время портрет Фильдинга?

Никогда не бываешь многословным, если говоришь именно то, что хочешь сказать. Если вы достигаете сжатости, выбрасывая что или который, но при этом делаетесь неясным и запутанным, то чего же вы, в сущности, достигли? Во всяком случае — не искусства писать, ибо оно состоит прежде всего в том, чтобы вас поняли.

Всегда надо предполагать, что то, что вы собираетесь сказать, представляет интерес, ибо в противном случае, не все ли равно, будете ли вы сжатым или многословным.

Произведения Гюго напоминают черновики талантливого человека: он говорит все, что приходит ему в голову.

О ложности современной системы в романах.

Я имею в виду то назойливо мелочное правдоподобие в описаниях мест, костюмов, которые только на первый взгляд кажутся правдивыми, а затем лишь еще сильнее подчеркивают лживость всего целого, когда характеры неестественны, действующие лица говорят некстати и без конца, и особенно когда фабула, выдуманная для того, чтобы вывести и заставить действовать персонажей, представляет собой грубую или мелодраматическую ткань, сплетенную из всех давно использованных эффектных комбинаций. Они поступают совершенно как дети, играющие в театр, которые передают действие кое-как, чаще всего совершенно бессмысленно, но делают декорации из живых ветвей, изображающих деревья, и т.д.

Чтобы в самом деле удовлетворить наш ум после таких описаний места действия пли внешности действующих лиц, какие даются Бальзаком и другими, надо было бы показать чудеса правдивости в изображении отдельных лиц и в разговорах, которые им приписывают: малейшее слово, отдающее напыщенностью, малейшая растянутость в выражении чувств разрушают весь эффект этих предварений, по видимости столь естественных.

Когда Жиль Блаз говорит, что сеньор такой-то был обер-шталмейстером, высоким и худым, с вкрадчивыми манерами, он не забавляется тем, что рассказывает мне, какие у того были глаза, и не описывает все подробности его одежды; но если и не хватает некоторых деталей, зато всегда взята одна какая-нибудь черта, но настолько характерная, что она обрисовывает всего человека вполне ясно, так что все дополнительные описания, которые мы могли бы добавить, только помешали бы нам воспринять эту черту, определяющую всю физиономию.


1 «Сарданапал». Имеется в виду картина «Смерть Сарданапала», выполненная в 1844 году, уменьшенная копия картины, написанной в 1827 году.

1843 год

1- 2- 3- 4


Демосфен

Арабская фантазия

Захват орудия на улице Септ-Опоре






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.