1- 2- 3- 4
Без даты
Статья о ежегодных выставках; о неудобстве выставлять в старых галереях. Опасности, которым подвергаются там старые картины. Другая статья о многообразии призваний у старых мастеров; просмотреть мои заметки, сделанные во время путешествия с Вийо1; взять у него остальные. Диалоги о живописи. Эта форма, хотя и устаревшая, может быть, все же лучшая. Она дает возможность избегнуть монотонности и придать изложению остроту. Она допускает перерывы, всякого рода размышления, описания, намеки на самые разнообразные вещи; она удобна также возможностью использовать контраст характеров собеседников.Сравнение между Пюже2 и Микеланджело (это может понадобиться в связи с рисунком Микеланджело). Извлечь и указать мнение господина Эмерик-Давида3, в Эфемеридах — дать в извлечении. Эта статья могла бы быть апологией французского искусства и сравнением достоинств наших мастеров с другими, в особенности с итальянскими, откуда проистекает, если верить критикам, все прекрасное; Лесюер4, его характерность, его ангельская наивность; Пуссен и его строгость; Лебрена5 (хотя он, конечно, ниже) можно сравнивать с последователями Карраччи6; в действительности же у него нет нервности Карраччи, а также и наивной подражательности Гверчино, но он значительно выше, чем Кортона7 и Солимена8. Описание мраморного эскиза Александр на Буцефале. Просмотреть книгу Кошена9 о композиции у французских и иностранных мастеров.
21 июня
О злоупотреблении умом у французов. Они суют его во все произведения, или, вернее, они хотят, чтобы в них всегда чувствовался автор, чтобы автор был непременно остроумным человеком, во всем знающим толк; отсюда эти персонажи из романов или комедий, которые говорят совершенно не подходящим к их характеру языком, эти бесконечные рассуждения, выставляющие на вид свое превосходство, образованность и т.д. То же самое и в искусстве. Художник меньше думает о том, как передать свой сюжет, чем о том, чтобы блеснуть своим умением, ловкостью и т.д.; отсюда прекрасная техника, умелый мазок, великолепно сделанные куски... О, несчастный! в то время как я любуюсь твоей ловкостью, сердце мое охладевает и воображение складывает крылья.Подлинно великие мастера поступают иначе. Конечно, и они не чуждаются очарования мастерства, совсем напротив,— но это не то бесплодное, грубое совершенство, которое способно внушить нам уважение того же порядка, как какой-нибудь фокус.Паоло Веронезе. Античность. Дело в том, что нужно действительное отречение от тщеславия, чтобы сметь быть простым, если, конечно, под силу быть таким; доказательством даже у больших мастеров служит то, что они почти всегда начинают с излишеств, на которые я указываю; в молодости, когда все их возможности душат их, они отдают предпочтение напыщенности, остроумию... Они хотят больше блистать, чем трогать, они хотят, чтобы в изображенных ими лицах восхищались автором; они считают себя плоскими, когда на самом деле трогательны и ясны.Нынешние авторы никогда столько не говорили о дуэли, как теперь, когда уже больше не дерутся. Это главный двигатель их повествований; они приписывают героям непоколебимое мужество, как будто, если бы они описывали трусов, читатель получил бы плохое представление о храбрости самого автора.Герои лорда Байрона — не что иное как пустомели, своего рода манекены, подлинные образцы которых было бы напрасно отыскивать в действительности.Этот ложный жанр породил массу неудачных подражаний. Нет ничего легче, как вообразить некоторое подобие вполне идеального существа, которое можно украшать по своему желанию всеми достоинствами или необыкновенными пороками, которые считаются необходимыми признаками сильных натур.
1 Вийо (Villot) Фредерик — гравер, ближайший друг Делакруа, его советчик в ряде художественных начинаний, после революции 1848 года хранитель Лувра.2 Пюже (Puget) Пьер (1620 — 1694) — выдающийся скульптор, живописец и архитектор. В его работах заметно влияние Микеланджело и Бернини. Его лучшее произведение — статуя Милона Кротонского (Лувр). Один из самых ярких и своеобразных представителей французского барокко. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранится бронзовый вариант луврской группы «Милон Кротонский». Пюже стремился к выразительности и страстности образа, изображая фигуры в резких движениях.3 Эмерик-Давид (Emeric-David) (1775 — 1839) — археолог и критик автор трактата, сторонник классической доктрины.4 Лесюер (Lesueur) Эсташ (1617 — 1655) — французский живописец, учился у Вуэ, находился под влиянием Пуссена. Классицистические тенденции сочетаются у него с живописной декоративностью.5 Лебрен (Lebrun) Шарль (1619 — 1690) — французский живописец. Директор Академии (1668). Первый придворный художник Людовика XIV. Его кисти принадлежат росписи Версаля. Опираясь на авторитет Пуссена, Лебрен боролся за преобладание рисунка над колоритом.6 Карраччи (Carracci) (1555 — 1619) Лодовико с двоюродными братьями Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) — основатели знаменитой Болонской Академии (1575), ставшей главной школой искусства XVII века. Представители болонского академизма, пытавшиеся соединить традиции Высокого Возрождения с возникшими в конце XVI века реалистическими тенденциями в духе караваджизма.7 Кортона (Cortona) Пьетро-Берреттини да (1596 — 1669) — живописец и архитектор, крупнейший представитель итальянской барочной декоративной живописи.8 Солимена (Solimena) Франческо (1657 — 1747) — известный итальянский живописец и архитектор, работавший в Неаполе, необычайно легко решавший сложные композиционные задачи в своих блестящих декоративных композициях. Его искусство — образец позднего барокко. 9 Кошен (Cochin) Младший, Шарль-Никола (1715 — 1790) — Гравер и рисовальщик, крупнейший представитель графики рококо. Особенно известны его листы, посвященные свадьбе дофина, и иллюстрации к сочинениям классиков литературы. Им написано «Путешествие по Италии» (1759), содержащее ряд топких характеристик современной итальянской живописи.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.