1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22

Понедельник, 23 апреля

Я думаю, что исходя из тех данных, которые сами бросаются нам в глаза за последний год, можно утверждать, что всякий прогресс должен по необходимости приводить не к еще большему прогрессу, а как раз к отрицанию прогресса, — возвращению к точке отправления. Вся история человечества доказывает нам это. Но слепая вера этого поколения, как и предыдущего, в наступление новых времен, в близость какой-то эры в жизни человечества, долженствующей принести полное обновление всего (хотя, по-моему, прежде чем изменять судьбы человечества, она должна была бы изменить самую природу человека), — эта странная уверенность, которую ничто не оправдывает в опыте прошлых веков, остается несомненно единственным залогом будущих успехов революций, столь желательных для судьбы всего человечества.

Разве не очевидно, что прогресс, или, вернее, поступательный ход вещей в хорошую и в дурную сторону, привел в настоящее время общество к пропасти, куда оно несомненно может упасть, уступив место полному варварству. И основанием, единственным основанием, этого, разве не является закон, господствующий над всеми остальными законами в этом мире, а именно: необходимость изменения, каково бы оно ни было? Надо изменяться. Nil in codem statu permanent. То, к чему пришла античная мудрость, прежде чем было произведено столько опытов, мы должны принять и этому покориться. То, что среди нас обречено на гибель, несомненно должно будет переродиться или удержаться где-то в другом месте более или менее продолжительное время.

Ужасный Пророк, представляющийся, по-видимому, его творцу прогрессом, в действительности есть полное падение искусства. Повелительная необходимость, приведшая его к убеждению, что он создает лучшее или нечто отличное от того, что сделали до него, словом, необходимость изменения заставила его потерять из виду вечные законы вкуса и логики, управляющие искусством. Все эти Берлиозы и Гюго, все эти пресловутые реформаторы не дошли еще до отрицания тех законов, о которых мы говорим, но они заставили поверить, что можно создавать нечто вне истины и разума. То же самое и в политике. Выйти из колеи можно, лишь возвращая общество в состояние детства; одичание, наступающее в результате последовательного ряда реформ, есть необходимое следствие резких перемен. Моцарт говорил: «Передача сильных страстей никогда не должна вызывать отвращения; даже в наиболее ужасные моменты музыка не должна оскорблять слуха и обязана оставаться музыкой» («Ревю де де монд», 15 марта 1849, стр. 892).

Суббота, 5 мая

Концерт Алькана у Эрара. У меня было место позади г-жи Калержи и ее красивой племянницы, возле Мейербера и Шеффера.

Среда, 8 мая

Обедал у г-жи Калержи с Мейербером, г. Понтуа, г. де ла Редортом и де Мези. Все обеспокоены назревающим кризисом. Я заметил огромные руки и ноги Мейербера. На днях видел г-жу Санд, приехавшую по делам из Берри. Я пошел повидать ее к г-же Виардо в середине дня, а она пожелала посмотреть мои Цветы, которые ей очень понравились.

Понедельник, 14 мая

Г-жа Вино, ее муж и г. Огюст заходили около четырех часов поглядеть на картины.

Вторник, 15 мая

Последний день отсрочки для окончания картин. Работал до послеполудня.

Среда, 16 мая

Обедал у г-жи Вийо с Флери. У нее все еще вид больной, она все время лежала. До обеда заходил повидать г-жу Калержи, которая смогла уделить мне лишь несколько минут. От нее заходил напрасно к г-жам Дюрье, Марлиани и Риве и наконец к Огюсту, у которого оставался три четверти часа. Нашел его в мастерской, куда он наволок свои картины, костюмы, ружье и т.п. Нельзя вообразить себе отчаяния, похожего на то, какое переживает этот горемыка, сидящий в своем пропыленном кресле, в одиночестве среди этого обширного и темного покоя. По дороге от него к Вийо был застигнут дождем.

Четверг, 17 мая

В Насси. Видел г. Ремюза у г. Дельсера. Говорили о современных событиях. Г-жа Валлон заставила меня обещать, что я заеду к ней в Лимузен, если буду в Пиренеях. Вошел в церковь Шальо. Восхищался наивностью двух-трех картин школы Давида, находящихся там, между прочим, одним Поклонением волхвов. Св. Иосиф сидит крайне непринужденно, свесив ноги, словно курильщик в каком-нибудь кабачке. Художник совершенно не почувствовал, до какой степени личность Иосифа у старых мастеров преисполнена самоотречения. Это является основой картины. Обхожу молчанием множество несообразностей. Оттуда к Шопену; ему стало значительно лучше; туда приезжала г-жа Калержи. Возвращался с г. Эрбо.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22


Эжен Делакруа. Бронированная фигура на лошади.

Эжен Делакруа. Пиета (Плач Богоматери). (Этюд)

Эжен Делакруа. Борьба Иакова с ангелом.






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.