1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22

Суббота, 29 сентября

Прогулка по лесу: несколько дней, как я без ума от этого. Рано отобедал. Вечер закончил у г-жи Вийо, которая рано отправила меня домой, чтобы взять ванну.

Воскресенье, 30 сентября

Весь день дождь. Работал над Гяуром на морском берегу. Около трех вышел прогуляться. Попал под дождь у дороги в Суази. Думал было найти укрытие под деревьями, или, вернее, съежившись под моим зонтом, но надо было возвращаться домой, так как промочил ноги. Вечером — у г-ж Денон и Мутье.

Понедельник, 1 октября

Вернулся в Париж одиннадцатичасовым поездом. Обедал с г-жой Форже. Думал уехать в среду. Одно обстоятельство, которое я вспомнил будучи у нее, а именно, что отъезд в семь часов, а не в девять, побудило меня сделать глупость и отложить поездку на четверг: новое доказательство, что никогда не следует легко отказываться от того, что решено. Ничего примечательного за эти три дня. Оставался дома, ничего не делая. Днем собрался было отправиться к священнику поговорить относительно моих сюжетов. Отложил на завтра.

Вторник, 2 октября

День св. ангелов-хранителей. Как раз сегодня я уговорился со священником и викарием г. Гужоном, что напишу им св. ангелов, и вот, делая запись, вспоминаю, что принял такое решение как раз в день их праздника.

Руан, среда, 3 октября

Я задержался с отъездом, который должен был состояться вчера, а это привело к тому, что я пропустил случай увидать в Руане мою картину Траян. Когда я пришел в музей, она была как раз в то утро (был четверг) наполовину закрыта щитами из-за выставки нормандских художников. Если бы я сумел настоять на своем, то смог бы смотреть на нее сколько угодно.

Не припоминаю ни одной из моих картин, которая в галерее доставила бы мне такое удовольствие, когда после большого перерыва я снова увидел ее. К несчастью, одна из самых интересных частей, может быть даже наиболее интересная, была закрыта: я говорю о женщине у ног императора. То, что мне удалось увидать, показалось мне сделанным с такой силой и глубиной, которая подавляла все окружающее. Странная вещь, картина кажется светящейся, хотя общий тон темный. Уехал в девять часов вместо семи; я сильно бранил себя за то, что не задержался на час и, не осведомившись как следует, приехал на час раньше, чем следовало. В конце концов, усевшись, как мне хотелось, я стал находить дорогу приятной. Сен-Жерменский лес, начиная с Мезон, идет по обе стороны дороги. Мелькают поляны, густые аллеи и т.д., их вид очарователен.

В половине первого приехал в Руан. Эти тоннели очень опасны. Я избежал огромной опасности; вдобавок ко всему они еще глупейшим образом пересекают дорогу. Прекрасно пообедал в Отель де Франс, где провел время с удовольствием, вспоминая о первом путешествии, совершенном мною по этому краю. Приблизительно в три часа прибыл в музей; там я испытал разочарование, о котором уже говорил. В первый раз заметил две-три вещи Луки Лейденского или его школы, которые очаровали меня. Необычайная деликатность в передаче деталей, отражающих темперамент, тонкость волос и кожи, изящество рук и т.д. Широкая манера письма не может создавать подобное впечатление.

Над этими картинами висят Пастухи Рубенса — любовался ими,— рядом висит картина Хонтхорста Христос перед Пилатом; раньше она нравилась мне своей наивностью и правдивостью изображения. Но рядом с Пастухами Рубенса она опускается почти до уровня простых портретов натурщиков. Затем — в Сент-Уэне. Это место всегда производило на меня впечатление величавости; ни одна церковь не может сравниться с этой.

Вернулся усталый и в плохом настроении. Обедал поздно и мало. Выходил на минуту. Промок под дождем, который не стихает в этих местах, и вернулся около десяти часов.

Суббота, 6 октября

Сегодня вышел поздно. Смотрел собор, который производит во сто раз меньшее впечатление, чем Сент-Уэн; я имею в виду внутреннее убранство, так как снаружи со всех сторон он замечателен. Фасад — великолепное нагромождение неправильностей, которые пленяют и т.д. Портал книгопродавцев также очень красив.

Но меня больше всего тронули две гробницы в задней капелле,— особенно та, где похоронен Брезе1. В ней все восхитительно, и прежде всего сама статуя. Достоинства антиков соединяются в ней с духом нового времени, с грацией эпохи Возрождения; ключицы, руки, ноги, ступни — все это по стилю и выполнению верх совершенства. Другая гробница мне тоже нравится, но в целом есть в ней нечто странное: может быть, это зависит от двух фигур, помещенных там как бы случайно. Фигура кардинала, в частности, отличается величайшей красотой, это стиль, который можно сравнивать только с лучшими вещами Рафаэля: одежда, голова и т.д.


1 Гробница герцога Луи Брезе в капелле Богоматери в Руанском соборе (1540 — 1542) работы Жана Гужона (Goujon) (род. между 1510 — 1514 — ум. между 1566 — 1568).

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22


Путешествуя по Марокко

На переднем плане

Алжирские женщины






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.