1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22

Суббота, 10 марта

Вечером видел г-жу Форже, а утром был у г. Детримон. Я поражен его Дюрерами, как никогда еще не был; перед Св. Губертом и Адамом и Евой я понял, что подлинным художником является тот, кто познал всю природу. Так, фигуры людей сделаны у него отнюдь не тщательнее, чем изображения животных, деревьев и пр. Он все прорабатывает в равной мере, иначе говоря, с той точностью, какая была обязательной для искусства его времени. Это — поучительный художник; у него есть чему поучиться.

Видел одну гравюру, которой еще не знал: Развратный священник, заснувший у своего очага. Дьявол показывает ему нагую женщину, сделанную в более высоком стиле, чем обычно; тут же совершенно хромой амур пытается влезть на ходули. Он показал мне письмо моего отца; это доставило мне удовольствие. Что больше всего поразило меня среди его автографов — это рукопись Леонардо да Винчи, где имеется набросок, в котором он пытается осмыслить античную систему рисования посредством шаров; он все приводил в ясность. Эта рукопись написана слева направо.

Возвратясь, работал над гардиной в моей Вазе с цветами.

Воскресенье, 11 марта

С утра работал над картиной Гортензии и Агапантус. Писал только последнего. В половине второго у Леблона, чтобы проводить его жену в Нотр-Дам-де-Лоретт, а оттуда на концерт Сен-Сесиль в пользу памятника Габенеку; огромный зал, грязная и неряшливая толпа, несмотря на воскресенье. Никогда подобное место не сможет привлечь настоящих знатоков. Слушал божественную Пасторальную симфонию с наслаждением, но немного рассеянно из-за недостаточно спокойных соседей. Остальное посвящено было виртуозам, которые мне наскучили и меня утомили.

Я решился отметить, что вещи Бетховена в большинстве случаев слишком длинны, несмотря на изумительное разнообразие, с каким он использует повторение тех же мотивов. Я не могу припомнить теперь, поражал ли меня раньше этот недостаток в симфонии; как бы то ни было, художник всегда вредит впечатлению, когда слишком долго напрягает наше внимание.

Живопись, среди других достоинств, обладает преимуществом большей скромности; крупнейшую картину можно обозреть в одно мгновенье. Если отдельные ее части вызывают восхищение, тем лучше, на них можно останавливаться даже дольше, чем на музыкальных отрывках. Но если какой-нибудь кусок кажется вам незначительным, достаточно отвернуть голову, чтобы избегнуть скуки. На концерте Прюдена увертюра Волшебной Флейты показалась мне не только восхитительной, но и вполне совершенной по своим пропорциям. Можно ли утверждать, что с развитием инструментовки у музыканта появляется естественное искушение удлинять отдельные части, дабы иметь возможность повторять эффекты оркестровки, которые им варьируются каждый раз по-новому?

Никогда не следует считать потерянным время, посвященное концерту, даже если там исполнялась только одна хорошая вещь. Это лучшая пища для души. Собираться, идти, отвлечься даже от важных дел — все это только увеличивает удовольствие. Находиться в избранном месте, в среде людей, которых общность чувств как бы соединила вместе, дабы вкушать это наслаждение,— все это, даже скука, испытываемая от исполнения какой-либо вещи любым виртуозом, с моей точки зрения только увеличивает впечатление от прекрасного произведения. Если бы эту прекрасную симфонию пришли исполнять ко мне в мастерскую, я, может быть, не сохранял бы сейчас о ней такого живого воспоминания.

Это объясняет также, почему знать и богачи так быстро пресыщаются удовольствиями всякого рода: они сидят в прекрасных ложах, обитых добротными тканями, удаленных, насколько возможно, от всех неприятных сторон большого скопления от маленьких столкновений всякого рода, возникающих в толпе и утомляющих внимание. Они приезжают лишь к началу какого-нибудь прославленного отрывка и обычно бывают справедливо наказаны за свое недостаточное уважение к прекрасному тем, что опаздывают. Обычаи общества приводят к тому, что разговоры, которые они ведут между собой по поводу того или иного фривольного сюжета, или приход какого-нибудь фата, лишают их всякой сосредоточенности; слушать музыку, сидя в одной ложе со светскими людьми,— удовольствие крайне сомнительное. Бедный художник, одиноко сидящий в партере, в своем углу, или рядом со столь же внимательным другом, один наслаждается в полной мере красотой произведения и в силу этого уносит впечатление, свободное от примеси посторонних воспоминаний.

Вторник, 13 марта

Целый день проработал над гардиной в картине с консолью. В конце дня - над Дездемоной. Около пяти пришел доктор; он напугал меня; он говорил о зондах и пр. Я остался у себя, у камелька. Вейль увез сегодня утром:

Одалиску, заплатив за нее........... 200 франков »
Игроков в шахматы.............. 200 »
Человека, растерзанного львом......... 500 »
Лефевр — за Христа у подножия креста . . 200 »
Тома — за Маленького Христа в оливковой роще 100 »
за Турчанку.................100 »
Букэ — за Гамлета в сцене с крысой.....100 »
Вейль — за Берлихингена, пишущего воспоминания ..................... 100 »
Лефевр — за эскиз-реплику Положение во гроб 200 »
Лефевр — за Одалиску.............150 »
Он же — за Христа у колонны........150 »

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22


Марокканская фантазия

Ахилл

Портрет султана Марокко






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.