1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22

Четверг, 5 апреля

День упадка и плохого состояния здоровья. Я вышел около четырех часов, чтобы зайти к Дефоржу. Видел там Каба и Эдуарда Бертена; встреча с ним была мне приятна. Вечером у г-жи Форже, которая прочла мне отрывок из речи Барбеса1 на суде...

Пятница (вечер), 6 апреля

В Консерватории с г-жой Биксио и Менесье. Мне обещали Кавеньяка2, но вместо него был Шарль Блан. Мне было бы очень любопытно увидеть вблизи знаменитого генерала. Концерт был не слишком хорош; у меня оставалось от Героической симфонии более сильное воспоминание. Несомненно Бетховен страшно неровен. Первая часть хороша; анданте, на которое я так рассчитывал, меня совершенно разочаровало. Ничего прекрасного и возвышенного, подобного началу. Вдруг падаешь с высоты ста футов в самую страшную вульгарность. Последняя часть лишена также и единства. Сегодня вечером, перед уходом из дому, получаю приглашение на похороны г. Дона, умершего в два дня от холеры.

Суббота, 7 апреля

На похоронах встретил Алара3, который увлек меня за собой. Он не настолько проникся памятью о заслугах г. Дона, чтобы целый час толкаться в его честь в переполненной церкви. Оттуда к Шопену. Там был и Алькан4. Он рассказал мне о себе нечто вроде моей истории с Тьером. За то, что он осмелился противоречить Оберу5, он испытал и будет еще испытывать массу неприятностей. Около половины четвертого сопровождал Шопена в карете на прогулку. Хотя я и очень устал, но был счастлив услужить ему хоть чем-нибудь. Елисейские поля, Арка Звезды. Бутылка вина в кабачке, остановка у заставы и т.д.

В продолжение дня он говорил со мной о музыке, и это оживляло его. Я спросил его, что такое логика в музыке. Он мне в общих чертах разъяснил, что такое гармония и контрапункт, почему именно фуга является как бы чистой логикой в музыке и почему изучить фугу — значит познать основу всякого смысла и последовательности в музыке. Я подумал, как был бы я счастлив, изучив все это,— все, что приводит в отчаяние невежественных музыкантов. Это чувство дало мне некоторое представление о том наслаждении, какое находят ученые, достойные этого имени, в своей науке. Подлинная наука совсем не то, что обычно понимают под этим словом, то есть не области познания, совершенно отличная от искусства,— нет! Наука, как ее понимают и представляют себе люди, подобные Шопену, есть не что иное, как само искусство, и наоборот, искусство совсем не то, чем считает его невежда, то есть, некое вдохновение, которое приходит неизвестно откуда, движется случайно и изображает только внешнюю оболочку вещей. Это — сам разум, увенчанный гением, но следующий неизбежным путем, установленным высшими законами. Это приводит меня к различию между Моцартом и Бетховеном. Там, сказал Шопен, где Бетховен кажется неясным и где ему недостает единства, это происходит не в силу той несколько дикой оригинальности, которую ему ставят в заслугу, а оттого, что он поворачивается спиной ко всем вечным принципам. Моцарт же никогда. Каждая из частей имеет у него самостоятельное развитие, которое, согласуясь с другими, образует одну мелодию и с совершенной точностью следует ей; это и называется контрапунктом: punto contra punto.

Он мне рассказал, что обычно было принято изучать аккорды раньше, чем контрапункт, иными словами, до последовательности звуков, которая и образует аккорды. Берлиоз лепит аккорды и, как может, заполняет интервалы. Эти люди в погоне за стилем согласны лучше остаться в дураках, чем утратить свой полный серьезности вид. Применить это к Энгру и его школе.

Понедельник, 9 апреля

Сегодня, в понедельник, обед у г-жи Дюрье. Видел там г. Пужада, консула в Бухаресте, любезного человека, наподобие Боше. Он сказал мне, что все эти бедные восточные люди обескуражены своим европейским костюмом. Те из них, которые вынуждены носить его, надевают снизу шальвары, турецкие пояса, что придает им вид бесформенных тюфяков. Вечером пришел Буалэ. Был там мелкий чиновник, состоящий при г. Пужаде, излагавший немецкие системы философии и для всего имевший наготове скучнейшую тираду. Г-н Пужад, его шеф, был этим весьма огорчен.

Вторник, 10 апреля

Астрея, или Правосудие, нисходящее на землю, дабы искоренить железный век, гражданские усобицы и пр.
Марс на колеснице; Страх запрягает его коней.
Клевета, влекущая невинного на суд Глупости и Невежества.
Диана и Актеон,
застигнутые врасплох женщины и пр.
Паллада, изгоняющая Марса под рукоплескания Мира и Изобилия.
Сюжет — Овидий в изгнании, разработанный в большом масштабе. Для капеллы Сеп-Сюльпис — Архангел Михаил, низвергающий Сатану.
Для всего плафона капеллы или для одного из пандантивов. Иисус Христос, освобождающий души из чистилища — для пандантива на плафоне.
Еще для пандантива — Первородный грех, или Адам и Ева после грехопадения.
Для плафона Сен-Сюльпис — Сошествие Христа в чистилище. Христос стоит во весь рост, держа в левой руке крест воскресения. Правой рукой он подает знак Адаму, Еве и еще четырем святым выйти из чудовищной пасти, изображающей ад. Или же — Иисус, восстающий из гроба, кругом повергнутые ниц воины.
Поглядеть в Нотр-Дам-де-Лоретт, в крестильной капелле сюжеты: Христос, выходящий из гробницы.
Христос, побеждающий смерть и грех.
Проповедь Иоанна Крестителя.
Христианство, проповедуемое индийцам.
Христос, проповедующий в лодке.


1 Барбес (Barbes) Арман (1809 — 1870) — известный революционный деятель. В 1839 году руководил вместе с Бланки восстанием в Париже. За участие в восстании 15 мая 1848 года Барбес был приговорен к пожизненному заключению. Перед судом в Бурже он произнес речь в связи с обвинением в заговоре против правительства, при этом он защищал не столько себя, сколько в первую очередь свое политическое дело. В 1854 году он эмигрировал в Бельгию, не желая воспользоваться свободой по амнистии Наполеона III.
2 Кавеньяк (Cavaignac) Луи-Эжен (1802 — 1857) — генерал, брат политического деятеля республиканца, глава исполнительного комитета в 1848 году, приобретший печальную известность своей свирепой расправой с июньским восстанием.
3 Алар (Alard) Жан-Дельфип (1815 — 1885) — скрипач, профессор консерватории.
4 Алькан (Alkan) Шарль-Анри-Валентии (1813 — 1888) — композитор и музыкант-исполнитель, автор большого концерта, маршей, вариаций, этюдов для рояля и органа. Им написаны воспоминания о концертах в консерватории.
5 Обер (Auber) Даниель-Франсуа-Эспри (1782 — 1871) — композитор, автор известных опер «Немая из Портичи», «Фра-Диаволо» и др.

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 17- 18- 19- 20- 21- 22


Параллельные линии

Автопортрет (Эжен Делакруа)

Копыта переднего коня






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.