1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Понедельник, 20 мая

Утром приходил Жорж пригласить меня на обед от имени матери, приехавшей вместе с г-жой Барбье и г-жой Паршап с мужем. Вийо заходил на минуту днем; мы оба были довольно печальны, в связи со всеми событиями времени. Вечером все же я оживился и разговорился немного. Вернулся домой в одиннадцать. Г-жа Барбье очень забавна. Вийо ушел в девять.

Зашел около двух часов повидать их до отъезда, назначенного на половину пятого, и проводил на железную дорогу. Говорил г-же Барбье, что непристойные панталоны женщин были покушением на права мужчины.

22 мая

(Выписка из Вольтера: рассуждение о трагедии.)

Четверг, 23 мая

Работал над Охотником за львами и Микеланджело.

Пошел навестить г-жу Кантине, но она уехала в Париж... Заходил к г-же Вийо взять Вольтера. Потом с удовольствием читал Опыт о нравах и сделал выписку из предисловия.

Около пяти часов прогулка по аллее Эрмитажа. Погода прекрасная, хотя и жаркая. Глубоко наслаждался этим часом дня, не вызывающим уже во мне прежней грусти. Открыл в этой большой аллее очаровательную тропинку, ведущую в прелестные укромные уголки. Невольно представил себе даму в старинном узорчатом платье.

Вечером восхитительный свет луны в моем садике. Долго прогуливался там. Я никак не мог до конца насладиться этим мягким светом на ивах, шумом маленького фонтана и упоительным запахом растений, которые как будто раздают в этот час все свои скрытые сокровища.

Париж, понедельник, 3 июня

Сегодня обедал у Биксио с Ламорисьером1 и др. Там должен был быть и Кавеньяк. Ламорисьер очень симпатичен и по-настоящему умен.

Все эти дни никого не вижу, так как совершенно погружен в свой эскиз.

Четверг, 6 июня

Провел день в Зоологическом саду. Жюсье водил меня повсюду.

Суббота, 8 июня

Вот уже пятнадцать дней, как я ничего не записывал здесь. Вернулся из Шамрозе как раз пятнадцать дней назад, день в день. Женни поехала туда сегодня, чтобы отыскать очки мэра и вернуть ему.

До полудня пролежал на диване, то засыпая, то читая про побег из венецианской тюрьмы моего любимца Казановы.

Глядя на композицию моего плафона, которая стала мне нравиться лишь со вчерашнего дня благодаря поправкам, которые я сделал в небе пастелью, я говорил себе, что хорошая картина — то же, что и хорошо приготовленное блюдо, куда входят те же составные части, что и в плохое: то есть все зависит от художника. Сколько великолепных композиций были бы ничем, без той крупицы соли, которую придал им великий повар. Это могущество чего-то непередаваемого изумительно у Рубенса, то, что вносит в композицию его темперамент, его vis poetica (поэтическая мощь), ничего словно бы в ней не изменяя,— творит чудеса. Это не что иное, как известный прием стиля; манера — это все, сущность же имеет сравнительно меньшее значение. Новое всегда старо, можно даже утверждать, что это всегда и есть наиболее старое.

Для грунтовки стены в церкви — льняное масло, кипящее, и никакого другого, белила свинцовые, но не цинковые, эти очень непрочны. Желтая охра давала бы самый лучший эффект.


1 Ламорисьер (de Lamoriciere) Христофор (1806—1865) — генерал и политический деятель. Участник сражений и экспедиций в Алжире и Марокко. Взял в плен Абделькадера в 1847 году. Вместе с Кавеньяком яростно боролся против революционно-демократических сил Франции, отстаивая реакционные интересы Луи-Наполеона.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Пантера на охоте

Казнь дожа Марино Фальеро

Порция






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.