1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20

Мехельн, 7 августа

Осматривал церкви Мехельна. Церковь св. Иоанна: в ней Поклонение волхвов, Св. Иоанн в котле и Иоанн Креститель — три шедевра. Все могут быть отнесены к самому высшему разряду. Боковые изображения также очень хороши. Пишущий св. Иоанн и парящий над ним орел, с другой стороны Крещение. Я ходил к настоятелю просить у него разрешение зарисовать их.

Оттуда — в собор св. Ромуальда. Великолепная церковь. Со всех сторон памятники: статуи лежащих архиепископов на хорах, статуи двенадцати апостолов в нефе, прислоненные к пилястрам. То же самое и в церкви св. Марии, где находится Чудесный улов1. В соборе есть один Ван-Дейк — Христос и разбойники, который показался мне очень слабым. Очень большая картина.

Тона, проложенные бистром в тенях, делают эту картину крайне сумрачной.

В церкви св. МарииЧудесный улов рыбы Рубенса с боковыми изображениями, то есть створками, на одной из которых изображен св. Петр в рост, лицом к зрителю, над ним связка ключей. На другой — св. Андрей, одетый в темные одежды и почти неразличимый из-за плесени, так же как и самый Чудесный улов, начинающий уже плесневеть. Рубенс — художник, который более всякого другого теряет от такого разрушения. Его постоянная привычка делать тела более светлыми, чем все остальное, превращает их в какие-то привидения, когда фон жухнет. Он же вынужден делать фон темным, чтобы лучше выделялся тон тел.

Мехельн, четверг, 8 августа

Выехал в Алост в семь часов. Встретил на станции Рессона. Свидание с этим старым товарищем доставило мне удовольствие. Он немного холоден, но может быть, так это и лучше. Мы вместе доехали до Одегбена, где я сел в омнибус до Алоста. Неудобства этого маленького путешествия искупались тем удовольствием, которое вызывает во мне этот край, а также кочевая жизнь, в которой есть свое очарование. Приехали в дождь, остановились у хозяйки харчевни под вывеской Три волхва, в простом трактире для коммивояжеров.

Начал с того, что пошел смотреть картину: я сразу увидал, что хотя принято утверждать, будто она мало пострадала от времени, ее желтая и лощеная поверхность результат реставрации. В алтаре внизу находятся два эскиза Рубенса с изображением св. Роха.

Вернулся пообедать в харчевню и ждал часа отъезда. Потом один пробыл в церкви два часа, делая зарисовку.

В эту поездку я был провидением для церковных сторожей.

В три часа в обществе трех чрезвычайно веселых священников выехал обратно. В этой стране они чувствуют себя как дома; у них счастливый и доверчивый вид, какого не имеют у нас люди этого сословия.

Мехельн, пятница, 9 августа

Мехельн. Опять осматривал утром церкви; Чудесный улов рыбы показался мне гораздо лучше; св. Петр и св. Андрей на створках — замечательны. Товий, написанный на обороте створки св. Андрея, хуже, чем живопись на другом обороте, где изображена рыба, выловленная св. Петром. Какая свобода в этом св. Петре, стоящем во весь рост, в плаще! Чувствуешь, что он создан без долгих поисков. Эти мощные ноги, это великолепное одеяние, этот свисающий край сети,— какая сила и какая легкость!

Прекрасное Воздвижение креста — барельеф в нижней части здания.

Прекрасная погода. Обошел другие церкви с большим удовольствием. Прежде всего Нотр-Дам-Ансвик — новая и причудливая церковь; большие барельефы над аркадами, несущими на себе собор. Крестный путь и пр. Кафедра — Адам и Ева скрывающиеся после грехопадения.

При чудеснейшей погоде прошел переулками в церковь, св. Петра и св. Павла, очень красивую церковь стиля Людовика XIV, весьма пышную, наиболее пышную из местных церквей. Ряды картин, изображающих чудеса иезуитов и других служителей церкви, мало значительны, но довольно эффектны, они размещены по стенам и связаны с архитектурой. Художники заняты новыми росписями колони. Здесь все постоянно-перекрашивают.

Площадь перед церковью очень хороша.

Вернулся к церкви св. Ромуальда и снова смотрел Ван-Дейка, который на этот раз мне больше понравился.

Пришел домой усталый. Я немного злоупотребил прогулкой, в особенности если взять во внимание, что я еще собирался после этого рисовать. Отдохнул около часа и отправился вместе с Женни в церковь св. Иоанна, где рисовал часа два-три. Купил оловянную посуду.

Вечером снова вышел за городские ворота, в конце нашей улицы; утром я впервые обратил на них внимание; вечером они были очень живописны. Прошел до церкви Нотр-Дам. Набожность женщин; их группы у исповедален. Углубился в улицы. Прошел вдоль большого канала и заблудился возле собора, откуда с трудом нашел дорогу обратно.


1 «Чудесный улов» в церкви Марии в Мехельне — имеется в виду картина Рубенса (1618—1619).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20


Делакруа. Фауст и Мефистофель в горах

Расслабленная поза

Портрет графа Шарля де Морне






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.