1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20
Среда, 16 октября
О живописных вольностях. Каждый мастер часто обязан им своими наиболее поразительными эффектами: незаконченность Рембрандта, утрировка Рубенса. Посредственности не могут дерзать таким образом; они никогда не бывают «вне себя». Метод не может всего урегулировать, он доводит всех лишь до известного предела. Каким образом ни один из великих художников не попытался разрушить это нагромождение предрассудков? Они боялись всех связанных с этим трудностей и предоставили толпе жить ее глупыми понятиями...
3 ноября
Рубенс совершенно откровенно кладет серый полутон края тени между локальным цветом тел и прозрачными лессировками. Этот тон пронизывает всю картину. Веронезе накладывает непосредственно рядом с полутоном светлых мест полутон тени (я заметил по собственному опыту, что этот прием приводит к поразительным эффектам). Он довольствуется лишь тем, что связывает одно с другим при помощи более серого тона, наложенного кое-где, поверх, сухим способом. Точно так же легко касаясь, он кладет сильный и прозрачный тон, окаймляющий тень со стороны серого цвета. Тициан, по всей вероятности, не задумывался над тем, как заканчивать свою картину. С Рембрандтом это, по-видимому, также часто случалось; его крайности и порывы не столько результат его предварительных намерений, сколько следствие его постоянных колебаний.Во время нашей прогулки мы наблюдали поразительные эффекты. Я говорю о закате солнца. С освещенной стороны — самые яркие тона хрома и камеди, в тени — тона голубые и чрезмерно холодные. Так, тень, отбрасываемая совершенно желтыми деревьями,— итальянская земля и красно-коричневая, — освещенными с передней стороны солнцем, выделялась на фоне облаков серого цвета, местами переходящего в голубой. Можно подумать, что чем ярче светлые тона, тем сильнее природа подчеркивает противоположный им серый; доказательство — кожа арабов и всех темнокожих рас, окрашенная в полутона. Именно этот закон противоположностей делал данный эффект выразительным в пейзаже.Вчера, 13 ноября, я заметил то же явление при закате солнца; в полдень оно блистательнее, поразительнее только потому, что противоположности резче выражены. Серый цвет облаков достигает вечером почти синевы, чистая часть неба становится ярко-желтой или оранжевой. Общий закон: чем сильнее противоположности, тем больше блеска.
17 ноября
Я все еще в Шамрозе. Г-жа Вийо сегодня уехала. Я остался один со своими маленькими картинами...
25 ноября
Вернулся из Шамрозе с первым поездом. Привез свои картины. Женни вернулась следующим поездом с багажом. Ходил к Бенье, чтобы вставить картины в рамы. Оттуда — к Гаро.
Париж, 26 ноября
В Пале-Рояле собрание старого жюри, чтобы подсчитать голоса относительно Салона. Оставался до обеда.
27 ноября
Провел утро с Гиймарде, к которому зашел, чтобы рекомендовать ему госпожу Филло.Он ознакомил меня со следующим средством, к которому прибегал г. Дюпен, чтобы свободнее выражать свои мысли: совершенно не следует тратить время на подыскание выражений, когда заранее обдумываешь в голове весь предмет, но думать только о нем самом и хорошенько вникать в него; выражения придут сами собой, когда начнешь говорить.
Суббота, 14 декабря
Сегодня закончили просмотр картин для выставки и плана развески.Через восемь дней снова просмотр. Вот уже три недели, как мы только этим и занимаемся.
Воскресенье, 15 декабря
Г-н Бальдус дает мне следующие рецепты: чтобы наклеить на панно бумагу, на которой собираешься писать, надо, чтобы панно были обрамлены простым деревом, возможно более дешевым. Взять липкий клей, разогреть его и прибавить к нему немного испанских белил. Наложить его на панно и на рисунок и сильно прижать. Когда все хорошо склеилось и уже собираешься писать, проложить еще сверху слой желатина. То же следует сделать и с написанной вещью, прежде чем лакировать ее.Чтобы ретушировать фотографические отпечатки, надо смочить бумагу и прижать ее к стеклу; она будет так держаться примерно часа два; ретушь делать по сырому акварелью, а светлые места — тушью.Чтобы заделать царапины на картинах, прежде чем приступить к реставрации, взять мастику, которую употребляют все реставраторы картин,— смесь из испанских белил и кроличьего клея. До того как приступить к ретуши, слегка тронуть сиккативом, чтобы оживить тон и увлажнить места, где имеется мастика. Само собой разумеется, что, тщательно при этом промывая картину, надо оставлять мастику лишь в царапинах.Стекло, на котором хочешь скалькировать рисунок для последующего увеличения, следует чистить тряпкой, смоченной водкой.
Суббота, 28 декабря
Вечером у Шабрие. Видел там Дегранжа, рассказавшего мне, что как-то раз в Константинополе, на улице, он наткнулся на одного повешенного: это был мясник, нарушивший постановление. Достаточно легчайшего нарушения, - чтобы подпасть под смертную казнь; надбавка в какой-нибудь мере сверх цены, установленной полицией,— достаточное основание. Впрочем, это никого не удивляет. Янычары говорили ему (Дегранжу), и таково общее мнение в народе, что султану приходится казнить человек четырнадцать в день.Был такой инженер, Виллемен, и еще один инженер — строитель мостов и дорог. Так вот, эти господа считали вторжение неприятеля невозможным, во-первых, потому, что все объединились бы против иноземцев (забавный способ безопасности в разделенной на части стране), во-вторых, потому что артиллерия до такой степени усовершенствована, что никакая сила вторгшихся не могла бы устоять против нее, а также против стрелков, сражающихся в одиночку и вооруженных превосходными карабинами, поскольку нападающая армия должна действовать глубокими колоннами, и местные жители, стреляя в нее порознь и со всех сторон, должны взять верх. Как им ни возражали, что, во-первых, артиллерия усовершенствована в равной степени для обеих сторон и что нападающие обладают в этом отношении таким же преимуществом; что, во-вторых, никто не мешает им тоже действовать одиночными стрелками,— переубедить их было невозможно.
1851 год
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эжен Делакруа. Сайт художника.